«Нет „инвалидного“ искусства. Искусство либо есть, либо его нет»

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одариваю» — с этой цитаты Антуана де Сент-Экзюпери в современных школах обычно начинаются уроки, посвященные вопросам толерантности к людям с инвалидностью. И об этом должны знать не только школьники. Как НКО и энтузиасты учат случайно не ранить человека с инвалидностью, выяснил +1ГОРОД.

Фото: kroog_ii / vk.com

В едином творческом порыве

Большинство общественных организаций и благотворительных фондов, которые помогают людям с инвалидностью, стараются не использовать слово «толерантность» вообще: человеку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не нужно терпимое отношение, ему нужно, чтобы к нему относились, как к равному.

Интегрированный театр-студия «Круг II» начал воплощать в жизнь идею равенства людей с ОВЗ и без задолго до того, как об этом начали говорить во всеуслышание. Более 20 лет педагоги театра-студии развивают творческие способности в самых разных людях.

«Мы — уникальное пространство: у нас все равны перед творчеством, это общая ответственность. Это то, чего мы требуем от наших детей с особенностями, и у них это получается», — рассказывает художественный руководитель театра-студии Андрей Афонин.

«Поскольку человек с особенностями требует особого отношения, мы очень часто видим, что он не конкурентоспособен в современном обществе. Для того чтобы он был действительно полезен, необходимо создать определенные условия. Условия, которые мы создаем — это условия творчества, так как творчеством каждый человек занимается, исходя из своих внутренних возможностей, желаний и потребностей», — считает Андрей.

В репертуаре театра-студии — сказки, пластические, документальные и музыкальные спектакли. В каждой постановке вместе с профессиональными актерами играют люди с ментальными или физическими особенностями. Разницу между ними заметить можно, но только до начала первого акта.

«Нет „инвалидного“ искусства. Искусство либо есть, либо его нет», — говорит худрук «Круга II». По его словам, когда встречаешься «с уникальным прецедентом искусства человека с особенностями и понимаешь, что это действительно красиво, то и сам автор воспринимается совсем по-другому». «К такому новому обществу, в котором будет место для человека с особенностями, мы и движемся», — резюмирует он.

Источник энергии

Фото: fonddeystvuy / facebook.com

Создать общество равных возможностей — такую цель преследует и программа наставничества «Шаг в профессию» благотворительного фонда «Действуй!». Фонд помогает людям с ограниченными возможностями здоровья найти старших товарищей с опытом работы в интересующей их сфере.

«Мы хотим, чтобы молодые люди с инвалидностью жили активно и ярко: учились, работали, знакомились с новыми людьми, делились с миром своими идеями, — рассказывает директор благотворительного фонда „Действуй!“ Ольга Лоева. — Профессиональная реализация — самый мощный источник счастья и энергии. Поэтому мы делаем программы по профессиональному наставничеству. Учим преподавателей вести группы, в которых обучаются люди с инвалидностью и без».

Для участников проводятся тренинги, мастер-классы, вебинары, консультации экспертов. Наставник, в свою очередь, делится секретами успеха в своей профессии. Стать им может любой специалист, готовый помочь в профессиональном развитии молодым людям с инвалидностью.

«Мы создаем развивающую среду и видим, как учебные и трудовые коллективы начинают мыслить в таком же ключе, — добавляет Ольга Лоева. — Хочется, чтобы людей судили по делам и личностным качествам, а не внешнему виду, физическим возможностям и статусу». Человек в коляске, с белой тростью или слуховым аппаратом сегодня уже не вызывает испуг или стеснение, как это было 10 лет назад«, — резюмирует она.

Перспективные идеи

Фото: rooiperspektiva / vk.com

«Уроки доброты», которые ведут юноши и девушки, участники одного из проектов РООИ «Перспектива», — о том, с чем приходится справляться человеку с инвалидностью. Их основная цель — объяснить, что болезнь не является преградой для занятия любимым делом, получения образования или счастливой жизни.

«Инклюзию не один человек делает, — уверена директор РООИ „Перспектива“  Денис Роза. — Это работа очень многих людей, причем разных. Если мы стоим на месте, мы не достигнем результата. Нужно двигаться вперед, даже если медленно, чтобы люди с инвалидностью имели больше возможностей улучшить качество своей жизни».

Танцевальные марафоны с участием звезд эстрады, парады и турниры, концерты и ярмарки, спектакли и соревнования — можно принять участие в любом из мероприятий «Перспективы», их анонсы всегда публикуются на сайте.

Помимо спортивных и инклюзивных направлений, есть у общества проекты лидерские.

«Лидерская программа помогает подросткам с инвалидностью быть более уверенными в себе, проявить себя в разных сферах — театр, кино, фотография, выступления с уроками доброты», — объясняет Денис Роза.

Если еще 10 лет назад информацию о людях с инвалидностью можно было узнать только из сводок происшествий или телевизионных сюжетов о «прикованных к коляске» героях, то сейчас сообщество людей с инвалидностью становится более открытым. При желании можно не только приехать на праздник или на соревнования, в которых участвуют люди с ОВЗ, но и присоединиться к занятиям инклюзивных студий или стать волонтером-помощником.

Места, где учат толерантности, а также другие полезные точки — на карте +1ГОРОД/Полезный город.