787 млн рублей в неделю получают дети 4–15 лет на карманные расходы в городах-милли­он­ни­ках. 47% тратят деньги на сладости

Жители городов-миллионников выдают детям в возрасте 4–15 лет 787 млн рублей на карманные расходы в неделю. Такие результаты показало исследование «Платежные терминалы, электронные кошельки, стиль жизни и медиапредпочтения детей», проведенное аналитической компанией Ipsos Comcon и российского платежного сервиса QIWI.

Согласно опросам, проведенным среди 3,2 тысячи детей и 3,2 тысячи мам, карманные деньги получают 63% тинейджеров. В 94% случаев деньги выдают родители, в 46% — бабушки и дедушки, в 5% — брат или сестра, 6% детей-респондентов зарабатывают самостоятельно.

Сумма карманных денег увеличивается по мере взросления ребенка. Так, в 4–6 лет большинство распоряжаются 178 руб. в неделю, в 7–9 лет — 289 руб., в 10–12 лет — 352 руб. и в 13–15 лет — 507 руб.

Почти половина опрошенных (47%) тратят деньги на жвачку, конфеты и другие сладости; 34% — на газировку, соки; 33% — на кафе; 33% — на мороженое, чипсы и сухарики; 17% — на походы в кино, парки и другие развлечения; 9% — на оплату мобильного телефона; 7% — на игрушки; 6% — на подарки; 5% — на журналы и комиксы; 4% — на косметику, украшения, книги, оплату интернета; 3% — на игры и приложения для компьютера или телефона. 26% детей покупают то, что рекламируется по телевидению, в интернете или в общественных местах.

Согласно опросам, проведенным в 2016 году аналитическим центром НАФИ, среди 1,6 тысячи человек в 40 регионах России деньги на карманные расходы выдают 86% подростков. Однако, как отмечают специалисты, родители редко уделяют время развитию финансовых компетенций у детей.

«Чем раньше у ребенка появляются карманные деньги, тем быстрее у него разовьются навыки ответственного обращения с финансами, — отмечает Елена Луценко, руководитель образовательной программы QIWI FINTEEN.

По ее словам, современные дети уже в раннем возрасте соприкасаются с интернетом и виртуальным миром. Для них все более актуальны и привычны карманные деньги на банковских картах или в электронных кошельках. Используя такие форматы, родители сами могут научить своих детей азам финансовой грамотности. Например установить лимиты сумм ежедневных операций, настроить пин-код, объяснить, как оплачивать покупки в интернете.

«Современные платежные технологии в виде мобильных приложений обладают огромным количеством функций по планированию бюджета, отслеживанию статей затрат, переводам членам семьи и друзьям, накоплению на цели. Освоив их на раннем этапе жизни, у ребенка будет больше уверенности и знаний, как распоряжаться личными финансами при вступлении во взрослую жизнь, будет больше опыта по формированию сбережений на индивидуальные цели и меньше импульсивных трат», — добавила Елена Луценко.

В 2015 году Россия заняла 10-е место среди 18-ти ведущих стран и экономик мира по уровню финансовой грамотности 15-летних школьников. Американские подростки опередили россиян на одну позицию. Первое место досталось учащимся из Шанхая.

Как установили специалисты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), лишь 11% российских школьников не достигли основного (второго) уровня финансовой грамотности — когда дети различают наиболее распространенные финансовые продукты и термины и способны принимать простые решения по расходам в привычных ситуациях. Для сравнения: в США с этим не справляются 22% школьников, в ряде провинций Канады — 13%.

Автор

Варвара Селизарова