«Мою коляску однажды разобрали на запчасти»

Организаций и сервисов, готовых оказать туристам с особыми потребностями помощь в перемещении по незнакомому городу, становится все больше. Как помогают людям, путешествующим по России в коляске, выяснил +1ГОРОД.

Метро

В Московском метрополитене действует Центр обеспечения мобильности пассажиров. Аналогичное подразделение организовано и в петербургской подземке. Чтобы получить помощь в Москве, нужно позвонить по телефонам центра либо оставить электронную заявку на сайте mosmetro. ru или в мобильном приложении «Метро Москвы». В Санкт-Петербурге услуга заказывается по телефону информационно-справочного центра метрополитена. Лучше это делать заранее. В службу сопровождения можно обратиться, чтобы уточнить доступность выбранного маршрута, заказать сопровождение до поезда дальнего следования, автовокзалов, социальных объектов города. Все услуги бесплатные.

«Я позвонила за час, подала заявку, — рассказывает о службе московского метро Екатерина Кмита, которая передвигается с помощью инвалидного кресла. — Объяснила, где меня встретить, куда я еду, назвала примерный вес — меня и коляски. Через 5 минут мне перезвонили: спросили, в силе ли поездка, и подтвердили заявку. В назначенное время четверо мужчин ждали меня у дверей метро, сказали что-то вроде „Здравствуйте, не волнуйтесь“ и повезли. Даже на ровной поверхности не отпускали, а на лестнице вчетвером несли. На эскалаторе один держал спинку, второй впереди — коляску. Даже из поезда выносили на руках, не дали перепрыгнуть».

Для обращения в службу не нужна прописка в Москве или Санкт-Петербурге. Объективными причинами для отказа в подтверждении заявки могут стать высокая занятость помощников или параметры инвалидного кресла.

«Большой минус в том, что служба не работает с электрическими колясками. Ссылаются на то, что нет специального оборудования, а людей мало, — объясняет использующий электрическое кресло Евгений Ляпин. — Коляска действительно тяжелая, ее просто поднять и понести не получится. Другой вопрос, что я просил сопроводить меня от станции „Славянский бульвар“ до станции „Мякинино“ — это одна линия, там везде хорошие полозья, но сама лестница довольно крутая. То есть единственная помощь, которая мне была нужна, — подстраховать на спуске и подъеме, чтобы я не перевернулся».

Службой льготного социального такси могут воспользоваться только люди, имеющие московскую прописку и зарегистрированные во Всероссийском обществе инвалидов. Но можно попробовать «сесть на хвост» в качестве одного из двух возможных сопровождающих человека, подходящего под требования. Дополнительное ограничение — дальность: не более 250 км от Москвы. Для поездок на работу и учебу выделено 80 часов в месяц, на «остальные нужды» — всего 20. Социальное такси — платное и не всегда доступно. Поэтому большой популярностью среди любителей спонтанных или неотложных поездок оно не пользуется.

«Работает социальное такси с 6-ти до 19 часов, то есть в аэропорт ночью не доедешь, — рассказывает Евгений Ляпин. — Пытаешься заказать поездку за месяц, а тебе говорят, что еще рано, предлагают перезвонить за день. Потом за три дня связываешься еще раз, и тебе отвечают, что машину подать не смогут: все занято на нужное тебе время. Я перестал пользоваться таким такси. Проще заказывать обычное или договариваться со знакомыми».

«На социальном такси я не езжу, я не москвичка, — говорит Елена Пастухова, которая передвигается в инвалидном кресле. — Заказываю обычное. Пересесть в машину, сложить коляску мне всегда помогают водители. Но вот у моих знакомых раз на раз не приходится. Иногда таксисты видят коляску и просто уезжают. У меня такого, слава Богу, не было».

«Я обычно вызываю эконом и сразу предупреждаю, что у меня инвалидная коляска, что нужен пустой багажник... — рассказывает Екатерина Кмита. — Как правило, таксисты — молодцы: и в машине помогут, и в подъезд, бывало, по лестнице поднимут. Случается, что отказывают по телефону. Обижаешься ты или с пониманием относишься — от этого ничего не меняется».

Аэропорт

Для того чтобы получить помощь в аэропорту, достаточно сообщить об этом при покупке билета. За день до поездки желательно напомнить о себе звонком: человеческий фактор и ошибки техники никто не отменял, но в целом служба работает довольно хорошо.

«При входе в аэропорт тебя встречают два мальчика. Один везет тебя, второй — багаж, — вспоминает Екатерина Кмита. — Регистрация, досмотр и другие муки ада — без очереди. Потом тебя оставляют в зале ожидания, а в условленное время сажают в самолет: если есть рукав, то организуют специальную коляску, если трап, то сажают на амбулифт и везут к самолету. Единственное мое опасение при перелетах — получу ли я коляску в целости после приземления. Мою однажды потеряли. Когда я это поняла, просто схватила за руку сопровождающего и сказала, что не отпущу, пока коляску не вернут. Искали долго, но все-таки нашли, и я обменяла мальчика на коляску».

«О том, чтобы коляски теряли, я не слышал, — Евгений Ляпин делает паузу. — Но вот мою однажды разобрали на запчасти. Я тогда летел с мамой, и мы ни разу не видели, как коляска собирается обратно. Хорошо, что мама через какое-то время догадалась, как все соединить. Ну, русская женщина „коня на скаку остановит“ — так что ничего удивительного».

Профессиональное сопровождение

Специальных благотворительных организаций, которые занимались бы только помощью путешественникам с особыми потребностями, нет. Но со многими фондами можно договориться о содействии в поисках волонтеров, готовых встретить и сопроводить до пункта назначения.

Несмотря на наличие специальных служб в общественном транспорте, самым удобным способом путешествия единодушно признан автомобиль, а лучшими помощниками — друзья и близкие.

Полезные советы для путешественников на колесах:

1. Важно взять с собой документы об инвалидности. Они пригодятся, чтобы получить скидки, которые предоставляют многие музеи.

2. Нужно рассчитать свои силы и возможности сопровождающих при составлении маршрута. Лучше посетить поменьше достопримечательностей, но в хорошем настроении.

3. Стоит убедиться, что сопровождающий умеет пользоваться коляской: понимает, за какие ее части можно держаться, как преодолевать бордюры, какой темп вам комфортен.

4. При бронировании отеля, заказе экскурсий обязательно нужно сказать о том, что вы на коляске, и заранее убедиться в доступности номера и локаций.

5. Неплохо взять с собой парочку запасных камер для колес. Сервисные центры встречаются не везде, а случайно пробить колесо можно практически на любой дороге.

6. Научитесь просить о помощи и отстаивать свои права в случае их нарушения. Нет гарантии, что на пути вам встретятся только понимающие люди.

Полезные точки для туристов с особыми потребностями можно найти на карте +1ГОРОД/Полезный город.

Автор

Ольга Щербакова