Международный день грамотности в этом году посвящен разнообразию языков

В этот раз День грамотности приурочен к году языков коренных народов и 25-й годовщине Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями. Главной темой праздника станет «Грамотность и многоязычие».

Сейчас в мире говорят на 7 тыс. языках, в России — на 151 языке. Не все из существующих в нашей стране языков интегрированы в систему образования: в 2015–2016 учебном году обучение вели на 27 языках, включая русский, еще 72 изучали как предмет, девять языков малых народов преподавали в качестве факультативов. За последние 150 лет в нашей стране утрачено 14 языков, еще 18 находятся на грани исчезновения. Во всем мире под угрозой исчезновения находится 2 680 языков.

Международный день грамотности отмечается ежегодно с 1966 года. Его цель — напомнить о том, как важна грамотность для отдельных людей и для сообществ, и обсудить меры по ликвидации неграмотности. Как отмечают в ЮНЕСКО, грамотность является основополагающим фактором для полноценного участия в жизни общества. Она необходима для расширения социально-экономических прав и возможностей, и в первую очередь это касается женщин и девочек. Ликвидация неграмотности — одна из главных задач, которую необходимо решить для достижения четвертой Цели устойчивого развития — «Качественное образование».

До всеобщей планетарной грамотности пока далеко. По данным ЮНЕСКО, в 2016 году не умели читать и писать 750 млн человек от 15 лет и старше по всему миру. Почти половина (49%) мирового неграмотного населения — в Южной Азии.

В 20 странах доля грамотного населения меньше 50%: это Афганистан, Бенин, Буркина-Фасо, Центральноафриканская республика, Чад, Кот-д’Ивуар, Союз Коморских Островов, Эфиопия, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Гаити, Ирак, Либерия, Мали, Мавритания, Нигер, Сенегал, Сьерра-Леоне и Южный Судан.

В России уровень грамотности, по данным на 2010 год, достигает практически 100%, однако и в нашей стране более 384 тыс. взрослых не умеют читать и писать.

63% неграмотного населения планеты — женщины. Половина взрослых женщин в Южной и Западной Азии и странах Африки к югу от Сахары не обучены чтению и письму. Это связано с тем, что девочки чаще, чем мальчики, лишены возможности получать школьное образование. Среди молодых людей от 15 до 24 лет гендерный разрыв уменьшается, но по-прежнему присутствует: в этой группе вероятность того, что женщина окажется грамотной, на 3% меньше, чем вероятность, что грамотным окажется мужчина (в среднем у взрослых людей разница составляет 8%).

Уровень грамотности меняется и с возрастом. Больше всего грамотных среди молодежи — 91% в среднем по всему мире. Для людей в возрасте от 25 до 64 лет этот показатель составляет 86%. Среди тех, кто старше 65 лет, грамотных — 78%.

Автор

Анастасия Кокоурова