Почти каждый начинающий соцпредприниматель совершает ошибки на старте и нуждается в организационной помощи. Инкубационная программа 90 days challenge от Impact Hub Moscow дает возможность за три месяца изучить азы социального бизнеса. Вебинары и тренинги от экспертов-практиков, работа в коворкинге и с кураторами онлайн позволяют освоить методику «бережливого» стартапа (англ. ― lean startup), запускать проекты в пилотном режиме и тестировать их на целевой аудитории.
Impact Hub Moscow совместно с сотрудниками компании Coface, специализирующейся в области страхования дебиторской задолженности, рассказали Plus-one.ru о типичных ошибках в области учета и финансов, которые допускают начинающие социальные предприниматели. Представители Coface стали экспертами Impact Hub Moscow и pro bono проанализировали бюджеты финалистов 2017 года крупнейшей в Европе программы по развитию социального предпринимательства SIA.
Перед социальными предпринимателями часто стоит вопрос о том, в какой форме регистрировать свою организацию. НКО, ООО и ИП подразумевают разные финансовые планы. Типичной ошибкой является составление бюджета до выбора организационной структуры. Прежде чем планировать доходы и расходы проекта, нужно понимать, какие налоги и социальные взносы придется платить. Так, например, ИП отвечает по обязательствам всем своим имуществом. Это важно иметь в виду, если проект рискованный и планируется привлекать капитал. Выбор в пользу ООО влечет за собой дополнительные расходы: обязательное ведение бухучета предполагает оплату труда бухгалтера и вложения в систему документооборота. Также в зависимости от организационной формы делается выбор налоговой системы. Стоит изучить особенности каждой и решить, что важнее ― минимальные трудозатраты или минимальный налог.
Начинающие бизнесмены часто не видят разницы между денежными потоками и доходами/расходами. Иногда это не так важно, и можно обойтись кассовым методом, при котором денежные поступления и затраты учитываются при оплате. Но в ряде случаев просто необходимо движение средств рассматривать отдельно. Классический пример, когда отдать деньги не значит понести расход, ― это покупка дорогостоящего оборудования. Если отнести в данную графу всю его стоимость в момент покупки, то расходы будут завышены в текущем периоде и занижены в последующих на протяжении всего срока использования инвентаря. Понять, какова на самом деле стоимость единицы продукции, при таком подходе крайне затруднительно.
Константин Черников, финансовый аналитик и экс-сотрудник Coface: «Справедливо было бы постепенно относить на расходы стоимость оборудования на протяжении всего срока его использования. Тогда оценить затраты на производство будет значительно проще. Такое распределение называется амортизацией оборудования, и это пример наиболее часто встречающихся неденежных расходов».
Баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств — три документа, каждый из которых дает разную информацию о деятельности компании. Из баланса можно узнать, сколько у организации денег, какова стоимость запасов продукции на складах и сумма долга перед поставщиками. Две другие формы отражают финансовые показатели за определенный период: объем выручки, себестоимость продукции, выплаты поставщикам, поступления от клиентов. Начинающий предприниматель часто не понимает, зачем нужна эта отчетность, какой смысл кроется в строках третьего раздела баланса.
Однако знать, как устроена каждая форма, очень полезно. А если при этом понимать, как они связаны между собой, то можно оценивать деятельность компании с различных сторон. И для этого совершенно не обязательно быть высококвалифицированным бухгалтером. Рассчитать, например, сколько дней в среднем необходимо, чтобы деньги, вложенные в материалы, стали деньгами, полученными от покупателей, можно на основе показателей из баланса и отчета о прибылях и убытках. Если планируется производство, анализ отчетности поможет не вкладывать избыточные средства в запасы материалов и даст дополнительный критерий оценки эффективности рабочих процессов.
Одна из самых распространенных ошибок на старте ― чрезмерный оптимизм при планировании сроков на разработку и вывод продукта на рынок. При составлении бюджета часто не учитываются риски, связанные с возможными несовершенствами продукта и потенциальными форс-мажорами, разрешать которые придется по ходу реализации проекта, что, разумеется, увеличит его длительность.
Валерия Суркова, андеррайтер Coface: «В первую очередь, стоит придерживаться консервативного подхода при определении сроков реализации проекта. Необходимо оценить внешние и внутренние факторы риска, проработать альтернативную стратегию с корректировкой по временным и бюджетным ресурсам. И обязательно разбить стадии исполнения бюджета на условные „подстадии“ с закрепленными дедлайнами».
Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.
Авторы
Эксперты Impact Hub Moscow Константин Черников, Валерия Суркова и PR-менеджер Impact Hub Moscow Ксения Усанова