Квартальный план по-барселон­ски

По данным нового исследования, масштабный запрет на проезд автомобилей по городским улицам предотвратит почти 700 преждевременных смертей ежегодно.

Власти Барселоны намерены создать в городе 503 суперквартала. Проект, утвержденный в 2015 году, реализуется медленно: пока обустроено только шесть таких территорий. Каждый суперквартал представляет собой участок ориентировочной площадью 400×400 м, на внутренние улицы которого, за редкими исключениями, запрещен въезд автотранспорту. В основном он движется по периметру территории. Въезд разрешен экстренным службам и личным автомобилям жителей суперквартала. Такие территории появились в шести районах Барселоны: Побленоу, Сант-Антони, Орта, Грасиа, Лес-Кортс и Сантс.

Концепцию создания «зеленых» пешеходно-велосипедных зон по всему городу разработали в Агентстве городской экологии Барселоны (BCNecologia). Авторы проекта считают, что благодаря суперкварталам в каталонской столице расширится общественное пространство, станет больше зелени, повысится качество воздуха. Это, в свою очередь, позитивно повлияет на здоровье горожан.

Согласно данным исследования специалистов Барселонского института глобального здравоохранения и других научных учреждений и организаций, создание 503 суперкварталов, предусмотренных первоначальным планом, предотвратит 667 преждевременных смертей в год. Работа, доступная для ознакомления в интернете, готовится к публикации в журнале Environment International.

Как отмечается в исследовании, в случае полной реализации проекта продолжительность жизни каждого горожанина увеличится в среднем на 200 дней. Из чего складывается такая впечатляющая цифра? Специалисты проанализировали, как создание суперкварталов повлияет на качество воздуха, на уровень шума, на физическую активность жителей. Затем они оценили, как эти факторы отразятся на уровне смертности.

По подсчетам ученых, концентрация диоксида азота (NO2) в воздухе сократится на 24% — с нынешних 47 мкг/м³ до 36 мкг/м³, что меньше предельного значения, устанавливаемого рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (40 мкг/м³). Согласно исследованию, снижение загрязнения воздуха позволит ежегодно предотвращать 291 преждевременную смерть.

Уровень шума от транспорта снизится на 5,4% — с 54,2 дБ до 51,3 дБ. Это эквивалентно предотвращению 163 преждевременных смертей. Еще 117 жизней удастся сохранить благодаря смягчению эффекта городского острова тепла (температура на урбанизированных территориях выше, чем в сельской местности).

Важным итогом создания суперкварталов станет частичный отказ горожан от личных автомобилей. Их использование снизится на 230 тыс. — из почти 1,2 млн поездок, которые каждый день совершают на них барселонцы. Люди станут чаще пользоваться общественным транспортом, ездить на велосипеде и ходить пешком. Это позволит избежать еще 36 преждевременных смертей ежегодно.

Пешеходная Ла Рамбла

Авторы также подсчитали, что увеличение площади, занятой деревьями и кустарниками, в одном только районе Эшампле предотвратит 60 преждевременных смертей.

«Важно помнить, что наши данные — оценочные, а используемая методология имеет определенные ограничения», — объясняет ведущий автор исследования из Барселонского института глобального здравоохранения Натали Мюллер. Она отмечает, что к полученным выводам нужно относиться с осторожностью. Но, независимо от конкретных цифр, «нам срочно нужна смена парадигмы: от модели городского планирования, ориентированной на автомобили, к подходу, ориентированному на людей», — считает Мюллер.

Автор

Евгения Чернышёва