«КамАЗ» вслед за РЖД набирает в качестве сотрудников осужденных — правильно ли это

«КамАЗ» заявил о намерении набрать сотрудников из числа заключенных. Разговоры о привлечении осужденных из колоний к большим проектам начались еще весной: РЖД запустила пилотный проект, а вице-премьер Марат Хуснуллин анонсировал участие 50 тысяч заключенных в работах на Дальнем Востоке. Plus-one.ru разбирается, можно ли занимать заключенных на «стройках десятилетия» и как используют труд арестантов за рубежом.

«КамАЗ» испытывает дефицит рабочей силы и рассматривает возможность трудоустройства заключенных

«КамАЗ», РЖД и Минстрой — на кого будут работать зэки

Автомобильный концерн «КамАЗ» объявил о желании привлечь к работе на своих предприятиях заключенных из российских тюрем по программе Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Об этом объявил гендиректор компании Сергей Когогин. По его словам, «КамАЗу» критически не хватает рабочих.

Впрочем, он отмечает, что речь идет не о «практической целесообразности», а о социальной ответственности. «Заключенные, которые живут в поселениях, получают возможность работать, а не заниматься черт знает чем», — говорит Сергей Когогин. А чтобы компенсировать нехватку работников, в 2021 году «КамАЗ» привлек 450 мигрантов из Узбекистана.

Намерение автоконцерна привлечь осужденных к работе — не единственное: в апреле вице-премьер Марат Хуснуллин поручил Минтрансу, РЖД и ФСИН «проработать вопрос» о «создании инфраструктуры по размещению» арестантов. В мае начальник ФСИН Александр Калашников, которого в ноябре Владимир Путин уволил на фоне скандала с пытками в саратовской ОТБ-1, предложил массово использовать труд заключенных. «Это будет не ГУЛАГ», — сказал он, пообещав достойные условия труда. В июне Марат Хуснуллин предположил, что на федеральные стройки можно привлечь до 55 тыс. осужденных.

После этого РЖД объявила о пилотном проекте по трудоустройству до 600 заключенных на строительстве железнодорожных объектов на Дальнем Востоке. Прежде всего — на Байкало-Амурской магистрали (БАМ), которую планируют завершить в 2030 году. Реализовать план полностью пока не удалось — на БАМе сейчас работают только 86 человек, прибывших из колоний.

Идея привлечь заключенных на государственные стройки полной поддержки не имеет — к примеру, председатель правления ВТБ Андрей Костин заявил, что у него от этой мысли «мурашки по коже идут» и он надеется, что «подобная практика не распространится по всей стране».

Принудительные работы как замена лишению свободы были введены в России в 2017 году. Доходы в казну государства от этой меры оцениваются в 15,2 млрд руб. в год. Сейчас средняя зарплата заключенного составляет 5,5 тыс. руб. в месяц. Основной спрос на подневольный труд исходит от частных компаний: в 2019 году малый и средний бизнес заключил со ФСИН контракты на 7 млрд руб., объем госзаказов с трудом дотянул до 600 млн.

Что говорят правозащитники

Руководитель исследовательского отдела фонда «Общественный вердикт» (включен Минюстом в перечень НКО-иноагентов) Асмик Новикова в разговоре Plus-one.ru сочла «очень положительным» привлечение заключенных к трудовой деятельности вне колоний. По ее мнению, это поможет осужденным социализироваться.

«Чем больше осужденных будут работать на вольных предприятиях, тем лучше. Так они не растеряют навыки социальной жизни. Основной вопрос — это условия труда, отсутствие дискриминации и зарплата», — говорит правозащитница. По ее словам, если заключенный трудится так же, как любой другой человек, то разницы в оплате труда быть не должно.

Международное гражданское право не запрещает труд заключенных, рассказала Plus-one.ru заместитель директора международной правозащитной организации Humans Rights Watch по Европе и Центральной Азии Татьяна Локшина.

«С точки зрения международного права привлекать заключенных к работе вне колонии допустимо, если это происходит добровольно и если обеспечиваются достойные условия труда. Более того, многие заключенные готовы работать и хотят зарабатывать деньги. Вопрос в том, как это будет реализовано на практике», — говорит Татьяна Локшина.

Mercedes-Benz и BMW — как трудятся заключенные за рубежом

В США тюремный труд разрешается 13-й поправкой к Конституции. В зависимости от типа пенитенциарного учреждения — федерального или частного — заключенные работают либо на госкомпанию UNICOR, либо на крупный бизнес — компании Motorola, Microsoft, Boeing и др. В 2019 году выручка UNICOR составила $531 млн, в холдинг входят более 150 предприятий, созданных на базе колоний. Зарплата заключенных варьируется от $0,23 до $1,15 в час (от 3,4 тыс. до 32 тыс. руб. в месяц).

В 12 из 16 регионов Германии трудовая деятельность заключенных узаконена как «неотъемлемая часть реабилитации». В среднем в день осужденные работают около восьми часов и получают €250 в месяц (21 250 руб.). Осужденные работают либо на государственных предприятиях при колониях, либо на частных, расположенных поблизости. К труду заключенных прибегали крупные компании Mercedes-Benz, Siemens, BMW и другие.

В Китае труд заключенных используется крупными частными и государственными компаниями. По закону КНР осужденные не должны работать более восьми часов в день, а трудоустройство происходит по добровольному запросу, который рассматривает специальная комиссия. Она же выявляет навыки осужденного и выплачивает ему зарплату. Однако в китайских тюрьмах не все так благополучно: СМИ регулярно сообщают о «просьбах о помощи» от заключенных. Например, 19 декабря британское издание Daily Mail опубликовало фотографию паспорта заключенного, который нашли вшитым в кроссовок, изготовленный при колонии.

В Японии заключенных привлекают к труду в обязательном порядке. Тюремные надзиратели определяют для осужденного род деятельности с учетом его возраста, профессиональных навыков и состояния здоровья. Дальше его направляют на восьмичасовые смены с графиком 5/2. Во время работы заключенным запрещено разговаривать, а в конце месяца они получают за свой труд «символическую плату».

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Александр Чуб