Несмотря на то, что мы живем в XXI веке, проблема работорговли — все еще болезненный вопрос для всего мирового сообщества. Конечно, сегодня изможденные люди с ценниками на шее не стоят на городских площадях. Современная сеть работорговли гораздо изощреннее. Каждый человек, сам того не подозревая, может стать спонсором торговли людьми, просто добавив сахар в кофе или купив свежий хлеб.
Для начала нужно разобраться, что же считается работорговлей. Существует два вида рабства: патриархальное и экономическое. Патриархальное рабство — практика, о которой каждый из нас читал в школьном учебнике истории. Существует хозяин, и у него есть невольник, который работает за минимальные блага: еду, проживание на безопасной территории рабовладельца и возможность получить несложное лечение. Если раб становится слабым или достигает пожилого возраста, его переводят на менее тяжелый труд. Патриархальное рабство до сих пор существует в странах Азии и Африки.
Экономическое, или трудовое, рабство в большей степени присуще развитым странам, когда люди рассматриваются только с точки зрения финансовой ценности. В этой системе важно не наличие рабочей силы, а ее эффективность. Поэтому чаще всего рабовладельцы просто избавляются от пожилых, больных или физически слабых людей.
Основное отличие экономического рабства от патриархального — это гибкая система торговли людьми. Сегодня организации не владеют людьми, они контролируют их — ресурсами и кабальным трудом. Со стороны современное рабство выглядит как низкооплачиваемая работа, ведь в открытую торговать людьми запрещено законом.
С рабом заключается даже трудовой контракт. Вот только оплата по нему может составлять до одного доллара в день. Человек, приехавший на заработки, фактически попадает в замкнутый круг: он получает настолько ничтожную сумму, что не может потратить ее на путь домой. Приходится работать дольше и больше. То есть чем больше человек работает, тем больше его затягивает схема современной работорговли.
Еще по теме: Почти 800 000 человек в России находятся в рабстве
Еще один распространенный способ получить трудового раба — это пригласить его на заработки в другую страну, а затем выставить счет за перевозку. И пока формально свободный человек не отработает затраты перевозчика, домой он не вернется. Таких, легальных на первый взгляд, схем много.
Английский социолог Кевин Бейлз описал в своем труде «Одноразовые люди. Новое рабство в системе глобальной экономики» все доступные схемы. Он пришел к выводу, что организация работорговли сегодня одинакова везде: от Бразилии до России. Разница только в специфике производства товаров, при изготовлении которых используют рабский труд.
В современном обществе идет борьба со всеми формами рабства, в том числе и экономической. Причем не только на уровне правовой системы государства, но и мировых компаний. Крупные предприятия, ориентированные на устойчивое развитие, тщательно отслеживают положение персонала не только на собственном производстве, но и у поставщиков.
Так, например, компания Unilever при производстве чая Lipton проверяет условия работы людей, собирающих листья на чайных плантациях. Обязательное условие компании Unilever — официальное трудоустройство всех сотрудников.
Подобная практика существует и у таких компаний как Marks&Spencer, Lush, Accessorize. Важно не просто контролировать производство продукта, но и отслеживать весь его путь до прилавка, то есть наладить цепочки ответственных поставок, не позволяющие внедрить рабский труд. Такие действия минимизируют распространение нелегального и несправедливого труда в обществе и экономике.
Сложно быть уверенным на 100% в том, что вы приобретаете товар ответственного производителя. Но инструменты для этого постепенно появляются. Чтобы потребитель мог выбрать на прилавках товар, произведенный без использования нелегальной рабочей силы, в мире была создана система сертификации. Организация, отвечающая за справедливую торговлю, называется Fairtrade International.
Логотип организации Fairtrade, или просто сокращение FT, на продукции означает, что товар сертифицирован международным сертификационным органом FLOCERT и отвечает требованиям охраны труда и здоровья работников. В супермаркетах мегаполисов Европы есть целые отделы с товарами, отмеченными логотипом Fairtrade.
В России эта маркировка пока повсеместно не встречается, найти такие товары можно чаще всего в небольших продуктовых лавках и кофейнях. Однако крупные компании стараются изменить эту ситуацию и увеличить оборот товаров с маркировкой FT на территории нашей страны.
Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.
Автор
Елена Белоусова-Байковская