Как искусство трансформирует моногород

С 9 по 11 июня в Выксе проходил 8-й фестиваль городской культуры «Арт-Овраг». Корреспондент +1 отправилась посмотреть, какую роль это событие играет в жизни города.

Я сижу за самым длинным столом, какой видела в жизни. Мы едим местную окрошку с килькой. Стол растянулся по площади Металлургов в центре Выксы. Это моногород, расположенный в Нижегородской области недалеко от Мурома. Здесь проживает около 55 тысяч человек. Почти четверть работает на градообразующем Выксунском металлургическом заводе (ВМЗ), входящем в состав Объединенной металлургической компании (ОМК): изготавливает трубы для магистральных газо- и нефтепроводов и железнодорожные колеса.

ВМЗ — крупнейшее, но не единственное предприятие в Выксе. Например, моя соседка трудится на деревообрабатывающем заводе. Собственно, там и сколотили этот стол на 200 человек.

— А Вам никогда не хотелось уехать? — спрашиваю у соседки.

— Перебраться в большой город?

— Ну да.

— Зачем? У нас есть все, что нужно. Да и люди тут добрые.

К нам подходит длинноволосый парень. Он — местный музыкант и учится на композитора в онлайн-университете.

— Зачем куда-то уезжать? — говорит и он.

Выкса кажется спокойной и уютной. Но так было не всегда. В 90-е здесь был распространен рэкет. Ходить и ездить по городу было опасно. Сама Выкса мало чем отличалась от других постперестроечных моногородов. Ее облик начал меняться в начале 2000-х, когда градообразующий завод стал частью ОМК и вышел из убытков.

Восемь лет назад благотворительный фонд «ОМК-Участие» и ОМК организовали ежегодный трехдневный фестиваль уличного искусства «Арт-Овраг». Сначала вовлекали молодежь, чтобы отвадить от вредных привычек. Затем пошли дальше — поставили цель развивать городскую среду и стали приглашать художников, скульпторов, урбанистов. Сейчас по городу разбросано более 90 арт-объектов.

Самый удивительный объект искусства расположен на территории ВМЗ: это граффити «Эволюция-2» размером 10 800 квадратных метров на стене прокатного цеха стан-5000

Автор работы — российский уличный художник Миша Most. Официально этот мурал — самый большой в Европе настенный рисунок. Произведение находится на рассмотрении в заявочном комитете Книги рекордов Гиннеса. Заводчане с энтузиазмом приняли граффити и уже соревнуются за новую роспись на других корпусах предприятия.

Часть самого большого граффити в Европе, «Эволюции-2» художника Миши Моста, на одном из корпусов ВМЗ

В десять часов вечера по тропинке, усеянной еловыми иголками, я углубляюсь в густой лесопарк, расположенный в центре Выксы. Среди деревьев перешептываются слабо различимые группки людей. Мысль о том, что все это не сон и я действительно в полной темноте бреду по чаще, материализуется в виде яркой световой инсталляции.

Инсталляция художника Тимофея Ради в выксунском лесопарке

По словам Антона Кочуркина, куратора фестиваля в 2017-2019 гг. (компания кураторов меняется каждые три года), «Арт-Овраг» — не шоу на три дня. Миссия мероприятия — качественно изменить городскую среду и создать новые возможности для жителей. В прошлом году российские и зарубежные художники и архитекторы выпустили в акваторию Верхне-Выксунского пруда пять арт-плотов.

Сейчас это популярный среди туристов водный прогулочный транспорт — и бизнес для одного местного предпринимателя, взявшегося присматривать за удивительной флотилией. В этом году кураторы пригласили екатеринбургского художника Тимофея Радя осветить выксунский лес, чтобы вечерами там было приятно не только любителям горячительного.

Один из пяти арт-плотов, созданных российскими и зарубежными художниками

На протяжении года в городе под эгидой «Арт-Оврага» проходят образовательные лекции и мастер-классы — это межфестивальная программа ОМК. Реализуется трехлетний план по переустройству общественных пространств и придомовых территорий. Главная особенность проекта — к такой деятельности привлекают жителей. В 2017 году приглашенные специалисты из Центра прикладной урбанистики провели вместе с горожанами полевые исследования и составили паспорт для каждого выбранного двора: узнали, кем жители работают, чем увлекаются, что привыкли и хотели бы делать на придомовых территориях.

«Мы объяснили горожанам, что мобильная мастерская, которую мы организовали, — это не мастер по вызову, а возможность для них самостоятельно настроить среду обитания при участии двух экспертов, — рассказывает идеолог и руководитель Центра прикладной урбанистики Свят Мурунов. — Ну и началось — пять дворов, по два дня каждый. Весь май с утра до вечера: стройка, общение, самовар. Все объекты проектировались и строились на лету. Чертеж рождался в ландшафте, вопросы безопасности и вариантов использования обсуждались на месте».

Центральным проектом 8-го фестиваля стал театральный перформанс в мартеновском цехе Выксунского металлургического завода «Страсти по Мартену». Постановка лауреата «Золотой маски» режиссера и хореографа Анны Абалихиной была показана несколько раз в рамках фестиваля. (Сталеплавильный цех ВМЗ был остановлен в связи спереходом на новые технологии еще в марте). Театральная команда осмыслила тему перелома индустриальных эпох, мастерски сплетая музыку, танец, звуки реального производства и интервью ветеранов в декорациях одного из самых крупных из еще существующих мартеновских цехов страны

В итоге в каждом дворе появились уникальные объекты. Например, треть придомовой территории в микрорайоне Дружба занимает многофункциональная деревянная конструкция со сценой, клумбой и баскетбольной сеткой. На Футбольной площади жители сколотили трибуну-коворкинг. Главное — в результате реализации проекта во дворах сложились дружеские сообщества. Он сплотил активистов и разные территории. Местная жительница Надежда, живущая рядом с Футбольной площадью, даже подарила каждому дому по дубу из своего питомника. Образовательная программа дала схожий результат: незнакомые до того старшеклассники образовали арт-группу и стали проводить в городе собственные мероприятия — например, Ночь музеев.

Это новый проект в области обустройства города, разработанный совместно с жителями Выксы экспертами по детской развивающей среде, архитекторами и художниками на основе эскизов школьников. Его задача, как и у всех «арт-дворов», — помимо самовыражения профессионалов, привлечь горожан к совместному творчеству и воплотить их идеи с максимальной пользой для города.

Несмотря на ряд достижений, «Арт-Овраг», по мнению Мурунова, пока не стал «инструментом системных изменений». По его словам, «завод пока плохо чувствует и понимает город». Причина: как и в других моногородах, в Выксе горожане воспринимаются как ресурс, а не как ценность, хотя, как говорит Мурунов, житель — это одновременно «и заказчик, и пользователь города», и поэтому развитие должно учитывать его ощущения, пожелания и то, как он может повлиять на изменения.

«Арт-фестиваль „ARTEMOFF“ в Урюпинске, Волгоградская область, показал, что городские изменения можно запускать без больших бюджетов и суперзвезд, — заметил Свят Мурунов. — Главное условие — выбирать организаторов из местных активистов. Фестиваль в Выксе — пока что в большей степени творческая самореализация кураторов и приглашенных художников».

В центральном парке на три метра над землей возвышается деревянный единорог работы венгерского скульптура Габора Миклоша Секе. В выходные дни сказочное существо, геральдический знак основателей города братьев Баташевых, облеплено людьми, которые фотографируют его на смартфоны

Однако ряд подходов, которые использует «Арт-Овраг» в работе с местным сообществом, не вписываются в это утверждение. Например, те же «арт-дворы» дают возможность жителям города творить самим. Кажется, организаторы успешно учатся находить определенный баланс между пожеланиями и интересами горожан и идеями кураторов фестиваля. Например, введена параллельная программа для жителей Выксы. Они заранее прислали организаторам творческие идеи, а те, отобрав десять лучших проектов, помогли горожанам их осуществить. Это поэтические, танцевальные, спортивные инициативы.

Или такой пример: в одной из местных автомастерских состоялись мастер-класс и лекции по автотюнингу. Во время фестиваля также работал кинотеатр под открытым небом с показом программы зарубежных короткометражных фильмов.

На новых «дизайнерских» остановках общественного транспорта, открытых к фестивалю, жители могут подзарядить свои телефоны, пока ожидают автобус

«Нас очень радует, что жители Выксы за эти годы стали доверять фестивалю и предлагают свои творческие проекты по развитию городской среды, не боясь конкуренции со стороны маститых художников и архитекторов», — отмечает автор идеи и соорганизатор фестиваля «Арт-Овраг» Ирина Седых. По ее словам, мероприятие подтвердило, что выксунцы начинают реализовывать себя не только в профессии, но и в других сферах. Это важно для развития человека, города и страны.

Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.

Автор

Варвара Селизарова