Информационный детокс

Директор по цифровым продуктам «Ведомостей» Сергей Паранько — о том, произойдет ли в российских СМИ переход от количества к качеству и как защитить себя от груза излишней информации

Информационную перегруженность все воспринимают по-разному. Кому-то это состояние кажется нормальным, а кто-то переходит к «осознанному потреблению», то есть использует медиа как фильтр контента, обращаясь к рекомендациям тех ресурсов, которым доверяет. СМИ фильтруют, что стоит знать читателям, а что — нет, анализируют информацию, поясняют, что с ней делать. Они проделывают работу информационного отсева вместо потребителя.

Те, кому все равно, продолжают без разбора поглощать контент из социальных сетей. Но определить в этом массиве достоверность информации, всю цепочку фактов и событий, практически невозможно.

Про информационную перегрузку заговорили еще в XX веке. Уже тогда заметили, что телевидение производит намного больше контента, чем может воспринять любой человек. Тогда и появились новые форматы вроде «карточек» и выражения вроде «TL;DR» — «слишком длинно; не читал», аналог фразы «многа букаф, ниасилил».

Сегодня место телевизора заняли социальные сети или «Яндекс. Дзен» — поток совершенно бессмысленного контента, который выливается на человека. Неподготовленный читатель или зритель не готов к самостоятельному плаванию в море сомнительных источников. Информационный массив огромен, а у человека нет времени на глубокое погружение.

Помочь разобраться — это и есть задача журналиста. Человек для того его и нанимает, оплачивая его работу своим вниманием — потреблением контента, просмотром рекламы, деньгами за подписку. Журналист анализирует те или иные события, расспрашивает все стороны конфликта и пишет свой материал. Но растет ли благодаря авторитетным СМИ процент людей, которым хочется глубоко вникнуть в происходящее? И много ли тех, кому не очень хочется вникать?

Мне кажется, соотношение тех и других никогда особо не менялось. Один из пяти хочет разобраться, а у четверых нет на это времени. Это не значит, что эти четверо хуже, а пятый лучше. Может быть, этот пятый потом пересказывает историю остальным, и они идут дальше.

Любая редакция разделяет контент на flow и stock. Flow — это потоковые новости, информационная жвачка. Мы даже не всегда помним, что в новостях было вчера. Но отказаться от них нельзя: они создают рекламное пространство. Это 80% материалов издания.

Вы спросите: как в этих условиях оградить себя от лишней информации? Лично я спасаюсь депривацией: удалил аккаунты во всех соцсетях, кроме Fаcebook, но и там отписался от всех, с кем нахожусь в живом контакте. Когда же хочу узнать, как дела у кого-то из моих друзей и коллег, иду читать об этом в профиль конкретного человека или пишу ему в чат. От Telegram-каналов тоже отписался. О важных событиях я и так узнаю. А без однодневных новостей жить легче. В общем: только проверенные СМИ, книги, подкасты и живое общение с друзьями и коллегами.

Записал

Владимир Хейфец