«Город­ские программы повысили качество жизни»

Эксперт рассказал о столичном проекте «Мой район»

Председатель комиссии по экологии, энергетике и устойчивому развитию Общественной палаты Москвы Евгений Гашо оценил планирование, реализацию и долгосрочные эффекты столичной программы «Мой район» для общества, экологии и экономики города.

При разработке программы «Мой район» старались учитывать различные мнения и предложения. На сайте мэра, например, собирали все что можно по каждому району. Когда экоактивисты рекомендовали сделать парк — получался парк. Много предложений «выгружалось» из платформы «Активный гражданин». Но произвести системный анализ было невозможно. Это не хорошо и не плохо. Один район плотный, другой — парк и два дома. Жаль, что не было сделано типологии районов. В то же время решения, которые принимались в отношении основных параметров программы, были достаточно прозрачными и корректировались по мере поступления предложений жителей.

Цель программы достаточно адекватна — уменьшить различия московских районов. Впрочем, механизмов достижения ее нет, их нужно вводить. При этом трудно точно сказать, оценивали ли власти города альтернативные варианты достижения цели программы или нет. Сначала ее исполнители действовали совершенно интуитивно, как это было и в случае с капремонтом. Планированием программы и измерением ее эффективности и результатов должна заниматься Общественная палата города. В правительстве для этого слабый аппарат: у него нет не только соответствующей структуры, но и необходимых навыков проведения такого рода оценки. Возможно, это могла бы делать столичная Счетная палата, но, на мой взгляд, она и так перегружена работой.

Впрочем, на уровне реализации программы, мне кажется, можно говорить о том, что ресурсы в целом распределялись эффективно. Но и это можно оценить лишь умозрительно: для того, чтобы точно проанализировать, нужны сметы и полгода аналитической работы. А так, была лужа на Ордынке, теперь в ливень лужи нет. Очевидно, что проложили ливневую канализацию, кабельные сети. Основная претензия наблюдателей к властям состоит в том, что не видно, что реально сделано, нет возможности оценить, насколько хорошо или плохо это сделано.

Экономические затраты на реализацию программы, если исходить из открытой информации, тоже выглядят адекватными. Надо понимать, что бюджеты бывают разные, а развитие городской среды и транспортной системы требует огромных инвестиций. Можно рассуждать о различных социальных и экологических эффектах, но ни точных данных, ни адекватных способов их оценки нет. Из бюджета города ничего не понятно: он написан птичьим языком. Городские власти уже задумались о том, что нужно оценивать социальную, экономическую и экологическую эффективность программы, и мы к этому идем.

Долгосрочные эффекты программы «Мой район» я оцениваю положительно. В последние годы улучшаются показатели по онкологии, детской смертности, средней продолжительности жизни. Главным же положительным эффектом программы можно считать повышение качества жизни.

По данным главного онколога Москвы Андрея Хатькова, стандартизированный коэффициент смертности от новообразований с 2010 года снизился на 10 % и на данный момент составляет 151,7 на 100 тыс. населения. За этот же период средняя продолжительность жизни в Москве выросла на 3,8 года и достигла 78 лет, цитируют «Известия» Департамент здравоохранения столицы.

Загрязнение воздуха является одним из основных факторов риска для здоровья, связанных с окружающей средой, предупреждает Всемирная организация здравоохранения. Чем ниже уровни загрязнения воздуха, тем лучше сердечно-сосудистое и респираторное здоровье населения как в длительной, так и в краткосрочной перспективе. «За последние восемь лет суммарные выбросы от автотранспорта снизились на 140 тыс. тонн. Повышению качества воздуха способствует реализация комплекса мер по модернизации оборудования теплоэнергетики и обновлению автопарка столицы. Кроме того, на регулярной основе ведется работа по озеленению Москвы — в 2018 году высажено почти 93 тыс. деревьев и 902 тыс. кустарников. Это позволило еще снизить степень загрязнения окружающей среды транспортными и промышленными выбросами и улучшить микроклимат города, а значит, сделать жизнь москвичей комфортнее», — сообщает Антон Кульбачевский, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.

Записал

Антон Чугунов