23.12.2016

Евгения Экгардт

«Люди стремятся работать там, где заботятся об их благополучии»

Евгения Экгардт
Евгения Экгардт
Фото предоставлено Unilever

Один евро, вложенный в здоровье и благополучие персонала, экономит почти впятеро больше, показала практика Unilever. О том, как компания реализует этот принцип в России, рассказывает Евгения Экгардт медицинский советник компании.

В этом году Россия и Международная организация труда подписали программу сотрудничества до 2020 года. Ее цель — реализация принципов достойного труда и дальнейшее совершенствование его условий. В области охраны труда можно наблюдать очевидные улучшения: по официальным данным, число травм на производстве за последние десять лет сократилось почти вдвое, уменьшилось число смертей на рабочем месте, периодический медицинский осмотр чаще выявляет профессиональные заболевания. С 2014 по 2018 год будет проведена специальная оценка 48 млн рабочих мест на предмет безопасности и соответствия санитарным нормам. Однако в Unilever считают, что работодатели могут делать для своих сотрудников гораздо больше.

В России понятие благополучия персонала пока является новым, и мы в Unilever видим пробелы в этой области. Например, стресс и депрессия все чаще становятся причинами нетрудоспособности номер один. В то время как международные компании уже давно открыто говорят на эту тему и внедряют программы по предотвращению подобных расстройств, российские компании по-прежнему игнорируют эту проблему. В 2013 году Россия вошла в список 30 стран с самым высоким уровнем стресса среди населения, по данным Bloomberg. А человек, чей организм истощен стрессом, чаще болеет. Существует практика среди российских сотрудников не брать больничные листы и продолжать работать во время болезни.

Наконец, следует помнить, что типичными заболеваниями офисных работников являются неврологические и сердечно-сосудистые, связанные с сидячим образом жизни, недостатком движения и нерегулярным питанием. Их проще и выгоднее предупреждать, чем лечить. К сожалению, российский бизнес пока не понимает выгоды от полноценных программ инвестиций в здоровье своих сотрудников.

В России на сегодняшний день нет нормативно-правового акта, который бы определял функции медицинской службы или службы охраны здоровья на предприятии. Когда единая система охраны здоровья отсутствует и ее функции выполняются подрядными организациями без должного контроля со стороны работодателя, это приводит к формальным процессам и сомнительным результатам.

В том, что касается охраны здоровья своих работников, Unilever полностью соблюдает положения законодательства России об охране труда и здоровья граждан, но старается сделать для персонала больше, чем предписывает госрегулирование. В компании действуют стандарты корпоративного питания, помощи сотрудникам в отказе от курения, сохранения и улучшения психологического здоровья работников и другие. Последний помогает развивать корпоративную культуру, где сотрудники могут открыто заявить о любых психологических проблемах, связанных с рабочим процессом, не боясь при этом критики или предвзятого отношения окружающих.

Чтобы поддерживать эти стандарты, мы создали программу «Здоровье и благополучие», которую внедряем с 2011 года. В ее рамках мы проводим для персонала тренинги — их у нас уже прошли почти 4 тыс. человек. Мы объясняем, что здоровье — это не только физическое благополучие и отсутствие хронических заболеваний, но также эмоциональное, психологическое здоровье и, самое главное, наличие смысла в жизни. Каждый сотрудник ежегодно проходит медицинский осмотр, по результатам он получает рекомендации и дальше работает над собой самостоятельно, будь то занятия в спортивном зале или консультации диетолога.

С 2013 года мы обеспечили прохождение медосмотров для всех офисных и фабричных сотрудников и даже для специалистов по продажам, которые разбросаны по территории России (в каждом городе их может быть по одному или по двое). Мы анализируем больничные листки, ведем учет по группам заболеваний. В России на первом месте оказались болезни органов дыхания, поэтому отдел охраны здоровья проводит разъяснительные работы с линейными руководителями, почему при первых симптомах простуды важно оставаться дома, чтобы они в свою очередь довели это до своих подчиненных. Мы начали раздавать защитные маски, установили бактерицидные рециркуляторы, стали уделять большое внимание вакцинации против гриппа — и в итоге вдвое снизили заболеваемость в головном офисе.

Стоит признать, что на фабриках мы достигли меньшего прогресса в распространении нашей программы «Здоровье и благополучие». К сожалению, там вышеназванные практики приживаются заметно тяжелее, чем в офисах, из-за разной ментальности белых и синих воротничков. Тяжело объяснить сотруднику, имеющему тяжелую физическую нагрузку в течение рабочего дня, что ему необходимо дополнительно заниматься спортом в свободное от работы время или, например, освоить технику осознанности — для рабочих это странные вещи.

Когда в нашем головном офисе появился психолог, его помощь стала пользоваться популярностью. В 2015 году было решено распространить психологическую поддержку на весь регион Россия—Украина—Белоруссия. Теперь наши сотрудники получают бесплатные психологические консультации по телефону или скайпу в регионах либо очно в Москве и Питере. В качестве дополнительных мероприятий мы обучаем персонал методам борьбы со стрессом, техникам развития осознанности или даже проводим семинары по подготовке к марафону. В 2016 году сотрудникам очень полюбилась наша инициатива #LiptonRunningChallenge, где сотрудники соревновались в командных забегах и ходьбе. В 2015 году была принята важная управленческая инициатива: совет директоров решил реинвестировать средства от новогодних корпоративов на строительство спортивных залов на всех фабриках нашего региона. Такие залы уже открыты в Омске и Санкт-Петербурге, а в 2017-м откроются в Туле и Екатеринбурге. В Туле в головном офисе и на фабрике также стоят массажные кресла.

Несколько лет назад в Unilever на глобальном уровне проводилось исследование, которое показало, что на каждый €1, вложенный в программу по защите здоровья сотрудников, компания экономит €4,5: уменьшается число дней, пропущенных по болезни, сокращаются расходы на страховку. Кроме того, исследования вовлеченности персонала показали, что люди гордятся, что работают там, где заботятся об их здоровье и благополучии. В том числе поэтому текучесть кадров у нас намного ниже, чем во многих других компаниях.