Дмитрий Поликанов, президент Фонда поддержки слепоглухих «Со-еди­не­ние»:

Важно, чтобы сбор средств не превращался в «отмывание» денег или имиджа

Результаты социологических исследований показывают, что в России в целом уровень доверия к НКО и к благотворительному сектору повышается, однако это доверие носит «авансовый» характер. Такое мнение высказал в беседе с «+1» президент Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Дмитрий Поликанов: «Люди больше слышат о некоммерческом секторе, сознают его важность, но при этом по-прежнему со скепсисом относятся к благотворительным организациям. Интересно, что у многих есть стереотипы относительно „истинных целей“ благотворительности, будь то отмывание денег или отмывание имиджа», — полагает эксперт. По его словам, даже в странах с традициями благотворительности несколько лет назад «...был серьезный кризис доверия к таким организациям, прежде всего из-за медийных скандалов, связанных с финансовыми злоупотреблениями и слишком агрессивной фандрайзинговой политикой».

Наиболее эффективными инструментами, по оценке Поликанова, могли бы стать повышение профессионализма благотворительных организаций, совместные усилия по обеспечению прозрачности и открытости, а также более активная работа с общественным мнением. «У населения есть представление о том, что благотворители — это либо денежные мешки, либо немного хаотичные волонтеры,  — рассуждает директор фонда. — В то же время все жаждут качественного сервиса. При этом практика показывает, что именно НКО постепенно становится таким оператором социальных услуг и инструментом решения проблем, особенно в условиях дефицита денег у государства».

Чтобы одолеть имеющиеся предубеждения, необходимо продвигать принципы прозрачности. «Правила или даже стандарт информационной открытости должен вырасти из самого сектора, стать элементом саморегулирования и отсечения недобросовестных организаций, коих тоже в последнее время становится много», — отмечает Поликанов.

Информационные кампании для формирования общественного мнения — тоже вызов для благотворительного сектора. «Таким организациям обычно сложно убедить своих доноров даже в необходимости зарплат сотрудникам НКО. Что уж говорить о проведении рекламной кампании в интересах всего сектора, этакой „абстрактной“ социальной рекламы? Но делать это необходимо, и подобная схема работает. Вроде кампаний по рекламе важности употребления молока, или пропагандирующих здоровый образ жизни», — рассказывает президент Фонда.

Именно выработка доверия к благотворительным проектам со стороны народных масс — одна из ключевых задач онлайн-проекта Форума доноров, ассоциации крупнейших грантодающих организаций в России.

По данным Центра исследования гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики, уровень доверия россиян к деятельности НКО и гражданских объединений вырос до 66% в 2017 году. В 2014 году он составлял всего 35%. В нынешнем году 86% респондентов заявили, что знают о существовании по меньшей мере одной НКО. 28% опрошенных сообщили, что сами занимаются благотворительностью.

Интернет-опрос фонда «Нужна помощь» о том, должны ли сотрудники фондов получать зарплату, показал, что 88% респондентов в российском сегменте интернета не готовы жертвовать деньги на зарплаты сотрудникам НКО. Из 8400 опрошенных около половины (49%) считают, что эти траты должно возмещать государство. Еще 13% уверены, что фонды не должны платить зарплаты. Эксперты «Нужна помощь» выяснили, что такому недоверию со стороны россиян способствует непрозрачность работы некоторых НКО. По их подсчетам, 61% организаций не опубликовали финансовые отчеты за 2015 год.

Автор

Екатерина Селиванова