Дизайн эмоций, промо смыслов, инфостилисти­ка

Согласно прогнозам «Атласа новых профессий», уже к 2030 году инфостилисты почти полностью вытеснят копирайтеров и журналистов, врачи будут опираться в своей работе на данные IT-медиков и ходить на консультации к биоэтикам, а инженеры — строить энергонулевые дома и проектировать дирижабли. То, что многим может показаться выдумками фантастов, уже реальность для многих московских школ и домов творчества. Привычные художественные и танцевальные кружки и спортивные секции соседствуют там с уроками сити-фермерства и моделирования квадрокоптеров. Куда отправить ребенка за знаниями будущего — в обзоре +1ГОРОД.

Сити-фермерство

С учетом темпов изменения климата и урбанизации, будущее фермерства — за городскими хозяйствами, считают эксперты. Развитие таких огородов и садов позволяет сократить затраты на транспортировку продуктов питания и, соответственно, снизить выбросы СО2. Сельскохозяйственные культуры выращивают на неиспользуемых городских пространствах, под мостами или на крышах, и в изолированных помещениях — наиболее перспективными считаются многоярусные вертикальные фермы, которые могут использоваться даже для разведения рыбы (один из примеров — компания Urban Organics, признанная в 2014 году одним из самых инновационных агропроектов в мире). В Москве методам городского сельского хозяйства обучают во Дворце творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара. Слушателям курсов рассказывают об особенностях аквапоники и гидропоники. Схожая секция для подростков открыта в Колледже малого бизнеса № 4.

Инфостилистика

Вполне возможно, что писать заметки для СМИ в будущем будут машины. В Associated Press уже сейчас короткие новости нередко составляют роботы (чаще всего — о финансовых результатах компаний). Журналисты, по прогнозам «Атласа новых профессий», будут заниматься только авторскими, творческими форматами. Зато к 2030 году в редакциях будут работать дизайнеры эмоций и виртуальных миров и продюсеры смыслового поля, фильтрующие и направляющие информационные потоки. Отвечать за информационную безопасность будет медиаполицейский.

Технологиям дополненной и виртуальной реальности обучают во многих московских кружках. А на базе двух учебных заведений, Московского издательско-полиграфического колледжа им. Ивана Федорова и «Школы успеха» (образовательный проект Техникума им. Л. Б. Красина), преподают более редкую специальность — инфостилистику: там изучают, как подбирать и перерабатывать информацию в соответствии с запросами конкретного пользователя. Дети учатся считывать человека по его профилю в социальной сети, работать с инфографикой, поисковыми системами, осваивают навыки PR и SMM.

Проектирование малых летательных аппаратов

Современные курсы по авиастроению и электронике продолжают традиции советской эпохи. Только вместо радио и миниатюрных моделей самолетов современные дети и подростки мастерят дроны — беспилотные летательные аппараты. В Московском государственном образовательном комплексе (МГОК), Технологическом колледже № 21, образовательном комплексе «Воробьевы горы», Московском авиационном институте, Центре развития творчества детей и юношества «Пресня» учат собирать и настраивать квадрокоптеры, составлять планы полетов, пилотировать в сложных погодных условиях, переносить с помощью дронов груз и программировать устройства на автономный полет. Так участники кружков вносят вклад в развитие рынка, который, по прогнозам аналитического центра «АЭРОНЕТ», уже через шесть лет будет представлен в России 2,5 млн малых летательных аппаратов.

Нейротехнологии

Развитие нейротехнологий считается одним из приоритетов российской науки. Специалисты полагают, что с помощью приборов, которые работают с нервной системой человека, можно излечить больных с деменцией, поставить на ноги инвалидов и даже научить людей читать мысли. О нейрокомпьютерных интерфейсах — системах обмена информацией между мозгом и электронным устройством, таким как смартфон или специальная перчатка, — дети могут узнать в «Кванториумах». Эти детские технопарки есть в большинстве регионов страны. В Москве и пригородах расположено шесть таких площадок, в том числе на территории Инновационного центра «Сколково» и в Технологическом университете.

Возобновляемая энергетика и альтернативный транспорт

Углеродно-нейтральные и бесшумные электрические модели есть в линейках практически всех автомобильных концернов. А к 2040 году новые машины будут электрическими в 57% случаев. Чтобы ускорить переход к экологически чистому будущему, об особенностях «зеленого» транспорта и возобновляемых источниках энергии нужно рассказывать самым юным поклонникам автопрома — детям. Этим уже занимаются в Колледже железнодорожного и городского транспорта.

Science art

Представители сайнс-арта (science art) и био-арта вдохновляются физическими и химическими процессами, генной инженерией, медициной, робототехникой и нейротехнологиями. Немецкая художница Агнес Майер-Брандис, к примеру, изучает природу облаков и тренирует гусей-космонавтов, а аргентинец Томас Сарасено устраивает выставки, главный экспонат которых — паутина, которую на глазах у зрителей плетут пауки. Иногда авторы проводят эксперименты над собой — как кипро-австралийский художник Стеларк, который вживил себе в руку ухо. Познакомиться с основами направления, где искусство и наука находятся в увлекательном симбиозе, дети могут на бесплатных уроках в «Школе успеха». Программа разработана при участии специалистов Политехнического музея и выставочных залов Москвы.

Автор

Варвара Селизарова