09.12.2016

Cоставлен портрет волонтера из крупной компании

В крупных компаниях 90% волонтеров-сотрудников имеют хотя бы одно высшее образование и рассматривают волонтерство как способ приобрести новые знания

Sustainable Coastlines

Национальный совет по корпоративному волонтерству опубликовал доклад «Корпоративное волонтерство в России: оценка состояния и рекомендации по развитию». Исследование проводилось специалистами НИУ ВШЭ по инициативе компаний «Норникель», РУСАЛ и YUM! Brands Russia (бренды KFC и Pizza Hut).

В исследовании участвовали волонтеры более 20 известных компаний, таких как ABBYY, Deloitte, HSBC, JTI, «Норникель», KPMG, БФ «Система», «Газпром нефть», ГК «Медси», МТС, Nestlé Russia, «Нижфарм», НПФ «Социум», ОМК, Планета.ру, ОК РУСАЛ, «Русские машины», РЭШ, «Северсталь», «Филип Моррис», YUM! Brands Russia (бренды KFC и Pizza Hut). Авторы установили, что наиболее распространенные мотивы участия сотрудников в корпоративном волонтерстве — это моральный долг и желание помочь конкретным людям, положительные эмоции, стремление научиться новому и самореализация. В меньшей степени оказывают влияние такие факторы, как важность подобной деятельности для компании и страны, влияние семьи, стремление улучшить отношения с коллегами.

Подавляющее большинство корпоративных волонтеров — это люди в возрасте до 50 лет. Доля женщин среди корпоративных волонтеров выше доли мужчин и составляет 65%. Волонтеры — люди в большинстве своем образованные. 87% имеют как минимум одно высшее образование, небольшое число опрошенных (5%) — неоконченное высшее. Большинство корпоративных волонтеров работают в должности специалиста, второе место занимают руководители подразделений. 5% корпоративных волонтеров — это главы или заместители руководителей компаний, 12% — представители рабочих специальностей. Треть опрошенных имеет опыт волонтерства про-боно — использования для оказания помощи своих профессиональных навыков, умений и опыта.

Финансовое благополучие корпоративных волонтеров находится преимущественно на среднем уровне. Большинство волонтеров (69%) относят себя к группе со средним доходом, четверть (24%) — к группе с высоким доходом, 7% — с низким. Уровень дохода волонтеры оценивали по покупательной способности семьи. Семейный доход 80% опрошенных — до 100 тыс. руб. в месяц.

Более половины (58%) сотрудников, занимающихся корпоративным волонтерством, состоят в зарегистрированном или незарегистрированном браке, у 48% опрошенных есть дети. Авторы исследования отмечают, что участники назвали семью одним из барьеров к волонтерской деятельности, ссылаясь на недостаток времени, в то время как в западных источниках отмечается, что ее наличие стимулирует к занятию волонтерством. Они рекомендуют находить и предлагать такие формы участия в волонтерских программах, которые позволяли бы вовлекать членов семьи и учитывали бы специфику именно семейного участия.

Самыми востребованными направлениями волонтерства среди опрошенных оказались помощь сиротам и больным детям, пенсионерам и ветеранам, решение экологических проблем. Кроме того, существует ряд направлений, в которых они до сих пор не участвовали, но хотели бы делать это в будущем: это поддержка одаренных детей, детского спорта и организаций культуры, помощь защитникам животных. Наименее популярными среди возможных будущих направлений корпоративного волонтерства оказались помощь осужденным, руководителям и сотрудникам НКО, предпринимателям и религиозным организациям.

Большинство опрошенных сообщили, что компании предоставляют сотрудникам возможности для реализации их собственных инициатив по оказанию помощи, но реальный опыт самостоятельного запуска мероприятий по корпоративному волонтерству имеют только 13% из них. Большинство предпочитают быть участниками, а не организаторами волонтерских мероприятий, однако некоторые отметили, что число проектов, предложенных сотрудниками, в их компаниях возросло.

Интересные результаты показало сравнение структуры базовых ценностей корпоративных волонтеров и россиян в целом, представленное в докладе. Стремление сделать что-то доброе для других сочетается в участниках исследования с сильной индивидуалистической ориентацией (40% против 24%). Авторы отмечают, что открытость к изменениям и саморазвитию принципиально отличает опрошенных волонтеров от россиян в целом. Сотрудники крупных компаний отличаются готовностью получать новый опыт и выходить из зоны комфорта.

В докладе также перечислены причины, по которым сотрудники отказываются от участия в волонтерстве. Самым распространенными поводами являются нехватка времени и отсутствие мотивации, однако, по мнению экспертов, у компаний зачастую не оказывается достаточно очевидных стимулов, которые бы не только вовлекали людей в корпоративное волонтерство, но также показывали ее позитивное отношение к волонтерам.

Авторы считают, что в волонтерские мероприятия следует чаще вовлекать руководителей и обеспечивать корпоративным волонтерам признание за их деятельность. Важным инструментом для повышения мотивации называют сторителлинг — рассказы о волонтерских акциях и их реальных результатах.

В своем выступлении на презентации исследования «Корпоративное волонтерство в России: оценка состояния и рекомендации по развитию» Светлана Ивченко, директор департамента социальной политики «Норникеля», одного из инициаторов исследования, отметила: «Благодаря исследованию мы смогли наконец-то увидеть современный портрет волонтера и доказать, что непроизводственная деятельность в компании может решать производственные задачи. Именно на такую модель развития персонала, когда в приоритет ставятся мобильность, ответственность и лидерство сотрудника, ориентируется «Норникель», — отметила топ-менеджер.

В декабре компания подвела итоги первого года работы своей благотворительной программы «Комбинат добра». В ней приняли участие 5,1 тыс. корпоративных волонтеров, осуществивших 57 акций в Москве, Норильске, Мончегорске, Заполярном и Никеле. Волонтеры потратили на добрые дела 30,6 тыс. часов и собрали на благотворительные цели 2,2 млн руб., в том числе 1,4 млн по программе личных пожертвований.