Цифровой лук

Весной 2019 года дом моды из Амстердама выпустил в свет первое в мире виртуальное платье «Радужная оболочка». Цена «облачного» образа достигает заоблачных $9 500. Специально для Plus-one.ru эксперт в области устойчивой моды Ольга Джонстон-Антонова выяснила, как возник феномен онлайн-одежды и есть ли будущее у цифрового гардероба.

Откуда появилась виртуальная одежда

Фэшн-дизайнеры обратили внимание на цифровую одежду около десяти лет назад, когда для нее появилась новая целевая аудитория — молодые женщины-геймеры. С 2011-го по 2014 год только в США их число выросло на 70% и достигло чуть более 30 млн человек, в то время как количество мужчин-геймеров увеличилось на 45%, до 43,3 млн.

Модные бренды поняли, что не все игроки — это тинейджеры, часть из них — платежеспособные люди, которые интересуются модой в реальной жизни, и стали создавать цифровую одежду для аватаров. В 2007 году модный дом Giorgio Armani создал виртуальный магазин одежды своего бренда для ролевой онлайн-игры Second Life. Разработчикам игры Fortnite большая часть дохода в $2,5 млрд поступает от продажи цифровой одежды (skins).

Кроме игр, возникновение виртуальной моды связано с использованием дизайнерами-конструкторами программ по 3D-моделированию. Прежде чем приступить к заказу тканей, раскрою и пошиву образцов, дизайнер может создать цифровой прототип вещи, чтобы увидеть, как будет выглядеть готовое изделие. Такой подход позволяет заметно экономить ресурсы.

Компьютерные технологии используются не только для создания несуществующих вещей, но и для того, чтобы оцифровывать вещи реальные и выставлять их в виртуальном магазине или на виртуальном показе мод.

Кто и как создает цифровую моду

Карантин и самоизоляция вызвали повышенный интерес к технологиям у дизайнеров, разработчиков игр, организаторов фэшн-шоу и онлайн-магазинов.

За время карантина спрос на виртуальную одежду среди геймеров заметно вырос. Бренды воспользовались ситуацией для своего продвижения. Так, компания 100 Thieves оцифровала свою последнюю коллекцию и предоставила ее в бесплатное пользование фанатам игры Animal Crossing: New Horizons. Ее игроки могут «носить» одежду, сделанную на основе модных марок уличного стиля и класса люкс — Supreme, Flea Market, Chanel, Dior, Louis Vuitton. Теперь к ним добавились и вещи 100 Thieves.

Если вы не геймер, но вам интересно посмотреть, как выглядит цифровая одежда в мире игр, можете потренироваться в онлайн-стайлинге в приложении Drest. Оно появилось осенью 2019 года. Сегодня в Drest вы можете наряжать цифровые модели в одежду знаменитых домов моды, смотреть, как другие пользователи выбирают и комбинируют вещи, а в будущем — создавать собственный аватар и приобретать цифровую одежду для собственной онлайн-версии. Популярность этого приложения в мире за время карантина выросла на 50%. А в Италии, где мода является важной частью жизни, — на 400% за первую неделю апреля 2020-го по сравнению с предыдущей.

Цифровая одежда сегодня перемещается из игр в онлайн-магазины. IT-компании разрабатывают мобильные приложения, которые позволяют покупателям виртуально примерять одежду перед покупкой. Подобные технологии популярны среди поколения Z и миллениалов. Такие виртуальные примерочные, например Forma, позволяют покупателям избежать ошибок при выборе фасона или размера. Это на руку и продавцам, и покупателям, так как уменьшает количество возвратов и обменов и позволяет избежать разочарования, если вещь не подошла.

Стартап из Белоруссии Wannaby создал технологию для виртуальной примерочной бренда Gucci и в партнерстве с ним разработал виртуальную примерочную кроссовок, ставшую популярной среди фанатов трендовой спортивной обуви.

Дизайнеры, создающие виртуальную одежду, активно сотрудничают с сообществом инстаграмеров. Это их сегодняшний рынок.

Инстаграмерам виртуальная одежда позволяет самовыражаться и менять лук, не покупая вещи. Визуальный эффект от онлайн-наряда зачастую сильнее, чем от модной новинки из магазина, ведь цифровая одежда может быть «сделана» из любого материала, даже из воды или дождя, и при «носке» приобретать любые формы. Дом моды The Fabricant, выпустивший первое в мире виртуальное платье, отмечает, что экослед виртуального предмета одежды составляет 0,1 экологического следа обычной вещи. Причина — отсутствие отходов, транспортировки и возврата вещей, которые зачастую приобретаются ради единственной фотографии. Хранится такая одежда в виде файла в облаке или на компьютере, не занимая места в шкафу.

Во время карантина количество продаж цифровых худи берлинско-лондонского стартапа Rohbau, выпускающего одежду для инстаграмеров, выросло на 500% всего за две недели карантина. Худи стоит €40 и, как указывают производители на сайте, является полностью экоустойчивым.

Весной этого года российский дизайнер цифровой одежды Регина Турбина продала первый виртуальный лук медиадиректору «Яндекса», журналисту Даниилу Трабуну. Даниил ожидает всплеск спроса на виртуальные одежду и аксессуары, потому что дополненная реальность должна стать частью нашей жизни. Пока очки Apple Glasses, позволяющие видеть одновременно реальный и виртуальный миры, не поступили на рынок (это произойдет не ранее 2021 года), мы можем «носить» цифровую одежду только онлайн.

В 2018 году мультибрендовый скандинавский онлайн-магазин Carlings решил удивить покупателей своей обычной одежды, выпустив для них несколько цифровых луков. Осенью 2018 года виртуальные наряды рекламировала инфлюенсер из Москвы Дарья Симонова. Вещи из цифровой коллекции — для всех желающих выложить свое фото в виртуальном наряде в инстаграм — поступили в продажу по цене до €30. Маркетинговый ход оказался настолько популярным, что Carlings теперь делает виртуальные коллекции регулярно. Сейчас цифровая одежда бренда продается ограниченными дропами, как и в реальном мире, что поддерживает интерес покупателей и эксклюзивность вещей.

Бесплатно померить цифровую одежду можно на онлайн-площадке Leela от амстердамского дома виртуальной моды Fabricant. Без специальных знаний и техподдержки я смогла в считанные минуты создать свой аватар (смотрите здесь) и примерить «облачные» наряды.

Какое будущее у цифрового гардероба

Никого уже не удивляют цифровая музыка и книги. В «облако» загружается одежда, которую «носят» адепты новых технологий и те, кому привычно находиться в двух мирах, виртуальном и реальном. Их интерес к цифровым нарядам только набирает силу. Если допустить, что виртуальной станет всего 1% модной индустрии, докризисный размер которой составлял $2,4 трлн, то мы увидим мало освоенную, многообещающую нишу.

Существующие бренды уже переходят на 3D-дизайн и производство образцов. Tommy Hilfiger сообщил, что с весны 2022 года бренд будет создавать исключительно виртуальные вещи, включая образцы, и только после получения заказов исполнять их в физическом варианте.

Многие шоу-румы станут виртуальными и изменят работу фэшн-байеров, которые закупают сезонные коллекции для магазинов. Если в прошлом байеры должны были путешествовать, чтобы попасть на показы мод и в шоу-румы в разных городах мира, скоро они смогут посещать их виртуальные аналоги, как, например, Joor, не выходя из дома. Существующие технологии, например ORDRE, уже позволяют обеспечить максимально «реальный» опыт.

Футурист, предсказатель трендов, адвокат 3D-моделирования и использования дополненной реальности в моде Каринна Ноббс считает, что виртуальная одежда — эффективный способ решения вопроса перепроизводства в индустрии, которая до кризиса производила 150 млрд предметов одежды в год или по 20 вещей на каждого жителя Земли.

В будущем многим захочется оставить в своих шкафах лишь базовые, любимые вещи и наряжаться в виртуальном мире. В нем у нас есть возможность экспериментировать с образами и стилем, не стесняясь критики окружающих, дав полную волю своей фантазии. Результаты онлайн-экспериментов позволят обновить стиль в реальной жизни — без помощи профессионалов.

Однако виртуальный мир — всего лишь инструмент, который способен разнообразить и приукрасить нашу жизнь. Важно научиться его правильно использовать, дополняя, а не подменяя им реальность.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Ольга Джонстон-Антонова