Центр Москвы: уплотнять или озеленять?

Базовой моделью развития Москвы в ближайшие годы может стать точечная застройка центра — именно такую перспективу обсуждали архитекторы на Московском урбанистическом форуме нынешнего года. Похоже, урбанисты решили опровергнуть советскую поговорку о том, что Москва не резиновая. Застройка центра столицы — инвестиционно привлекательный проект. Альтернативная модель — современная ландшафтно-парковая организация городского пространства. Обе концепции развития имеют яростных сторонников и противников.

Центру не хватает людей

За последние 150 лет Москва увеличилась в 36 раз, сообщил мэр столицы Сергей Собянин. Согласно официальной статистике, сегодня в городе проживает 12,6 млн человек. Но урбанисты считают, что эта цифра в реальности больше, как минимум на 10-15%. По словам Ильи Заливухина, архитектора, члена совета по территориальному планированию и градостроительству в Союзе архитекторов России, в Москве проживает 20-25 млн человек, и им катастрофически не хватает жилья. В центре города может поместиться еще 1,5 млн, считает эксперт.

«Нормальная плотность населения в пределах Садового кольца, на площади в 2 тыс. га, учитывая имеющуюся транспортную и социокультурную инфраструктуру, — 2 млн человек. Благодаря качественной точечной застройке в центре Москвы можно построить жилье еще для 1,5 млн человек. А вот за пределами Третьего транспортного кольца, где плотность населения уже выше, чем позволяет инфраструктура, следовало бы объявить мораторий на строительство нового жилья», — считает архитектор.

Приезжая в центр, мы видим современные городские пространства, жить в центре модно, да и метро — в пешей доступности, плюс большое количество станций, связанных со всеми районами города. В пределах Садового уже закончили благоустройство по городским программам. Здесь самая лучшая обеспеченность в плане торговой инфраструктуры и общепита. Наконец, в центре — наибольшая плотность рабочих мест и современных офисных центров. Однако увеличение числа жителей в центре столицы — это колоссальная нагрузка на всю инфраструктуру: коммунальную и дорожную сети, школы, больницы. Поэтому одна из ключевых идей — москвичи, живущие в пределах Садового кольца, должны отказаться от личных автомобилей, считает директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. Да и в целом, жители других районов мегаполиса должны пересесть на общественный транспорт, выезжая в ЦАО.

«Зеленое» планирование

У идеи тотальной застройки в пределах Садового есть много сторонников и противников. Пока усилия столичных властей направлены на застройку спальных районов. Среди противников уплотнения центра — его жители, выступающие за благоустройство своей среды обитания.

Как рассказала председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская, в пределах Садового кольца долгие годы не было ни одного крупного парка, где можно, как в европейских странах, просто полежать на траве, полистать книжки.

«Зарядье» полюбили москвичи и гости столицы. Сколько было споров и борьбы за это место — оно, можно сказать, выстраданное. В итоге победил парк — и не прогадали. Конечно, можно было бы все отдать инвестору, чтобы он построил там жилье и озолотился. Но мэр сказал: давайте сделаем что-то полезное для москвичей и гостей столицы. И сделали», — рассказала Княжевская.

Одновременно с этим специалисты продолжают отмечать, что зеленые пространства в городах — отличное противоядие от «эпидемии стресса», охватившей многие мировые мегаполисы. При этом строить большие парки не обязательно, достаточно правильно организованных локальных городских зеленых пространств. По словам психиатра, директора Fliedner Klinik Berlin Мазды Адли и канадского когнитивного нейробиолога, директора Лаборатории городской повседневности Колина Элларда, парк «Зарядье» как раз является удачным примером совмещения зеленого и общественного пространства.

Автор

Марья Совина