МАТЕРИАЛ УЧАСТНИКА ПЛАТФОРМЫ +1

5 самых частых вопросов о детском аутизме

Всемирная Организация Здоровья считает: каждый 160-й ребенок в мире имеет расстройства аутистического спектра (РАС).

Эксперты фонда «Выход» отвечают на самые частые вопросы об аутизме, которые задают им в соцсетях.

1. Аутизм — это болезнь?

Нет, аутизм — это расстройство развития, которое сопровождает человека всю жизнь.

Главное отличие болезни от расстройства в том, что у болезни есть начало, период протекания и конец. Сегодня в науке доминирует мнение о том, что аутизм появляется из-за генетических причин, следовательно, он у ребенка с самого рождения. Аутизмом нельзя заболеть или заразиться от кого-то. Поэтому корректно называть аутизм не болезнью, а расстройством развития.

Тест на аутизм можно пройти здесь

Наталья Устинова, психиатр, д.м.н, член научно-экспертного совета фонда «Выход»:

Мне кажется, не следует избыточно противопоставлять болезнь расстройствам развития, хотя некоторые различия в этих понятиях действительно существуют. Существуют наследственные болезни, например, фенилкетонурия и туберозный склероз, которые не называют расстройствами развития.

Шизофренией тоже нельзя заразиться от кого-то. Расстройства аутистического спектра (РАС) сегодня действительно принято относить к расстройствам развития. Не факт, что в дальнейшем они целиком или частично не перейдут в разряд заболевания.

Возможно, в социальном дискурсе РАС предпочтительней называть расстройством развития, хотя в медицинском смысле это может выглядеть как заболевание сложной природы.

Пока не установлены базовые причины состояния, акцентирование и без того несколько искусственной дилеммы — расстройство или болезнь, — выглядит как игра в термины ©.

Литература:

2. Почему в контексте аутистических расстройств применяется слово «спектр»?

Потому что проявления расстройства сильно различаются в зависимости от тяжести симптомов аутизма, общего уровня развития и возраста человека.

Все проявления аутизма рассматривают как континуум. Один ребенок с аутизмом отличается от другого по уровню владения коммуникативными и социальными навыками, стереотипности поведения, движений, мыслей и т.д.

Сума Джейкоб , психиатр, руководитель лаборатории по исследованиям аутизма:

РАС представляет собой многоаспектный процесс из-за клинической гетерогенности. Фенотипическая вариативность расстройств аутистического спектра (РАС) очень значительна, поэтому исследователи рассматривают аутизм как зонтичный термин, под которым объединяется несколько синдромов, появляющихся по самым разным причинам ©.

Литература:

3. В чем отличия синдрома Аспергера от других расстройств аутистического спектра?

С позиции диагностики — ни в чем.

Отличия синдрома Аспергера заключаются в отсутствии у людей с таким диагнозом нарушений коммуникативного языка и речи, а также в отсутствии интеллектуальных нарушений.

В Международной классификации болезней 11-го пересмотра (вступит в силу

в 2022 году) такого диагноза, как «синдром Аспергера», не будет. Он войдет в категорию «расстройства аутистического спектра».

В связи со сменой диагностической классификации термин «синдром Аспергера» скоро можно будет считать устаревшим. Уже сегодня в связи с появлением информации о сотрудничестве Ганса Аспергера с фашистским режимом, ведутся дискуссии о том, что употребление термина «синдром Аспергера» и вовсе неэтично.

Наталья Рахлина, лингвист, PhD, доцент кафедры лингвистики Университета Уэйна, специалист по развитию языка у детей и расстройствам развития языка и речи:

Его работа в должности главного детского психиатра Вены напрямую служила идеологии национал-социализма и системе уничтожения детей с инвалидностью. Он был причастен к исполнению нацистского закона о предотвращении наследственных болезней потомков, который требовал уничтожения генетически «непригодных» детей ©.

Литература:

4. Можно ли диагностировать у себя синдром Аспергера самостоятельно?

Нет, диагностика расстройств развития — это задача квалифицированного специалиста.

Но заметить у себя симптомы и обратиться к доктору, сообщив ему о своем беспокойстве, — можно.

Елизавета Мешкова , психиатр, член Ассоциации психиатров и психологов за научно обоснованную практику, эксперт фонда «Выход»:

В моей практике и практике моих коллег достаточно много историй о самодиагностике синдрома Аспергера. Как правило, это делают взрослые люди, которые случайно нашли описание синдрома, узнали в этом описании себя, прошли тестирование и психологическое обследование и получили наконец ответ на вопрос: «Почему мне так сложно коммуницировать?» Самодиагностика в нашей стране — зачастую неплохой способ заподозрить диагноз. Но вопрос о диагнозе и дифференциальной диагностике все равно должен ставиться перед психиатром или психологом ©.

Литература:

5. Как отличить синдром Аспергера от высокофункционального аутизма?

Синдром Аспергера предполагает, что у человека нет нарушений интеллекта (IQ выше 70) и функциональной речи. При высокофункциональном аутизме (ВФА) отсутствуют только интеллектуальные нарушения.

Некоторые исследователи подвергают сомнению целесообразность разделения синдрома Аспергера и ВФА.

Тони Этвуд, клинический психолог, специалист по синдрому Аспергера:

Изучив литературу, мы, вероятно, подошли к ответу на вопрос, есть ли различия между синдромом Аспергера и ВФА. Он заключается в том, что исследования и клиническая практика показывают отсутствие ясных доказательств наличия разницы между двумя расстройствами. Схожие черты значительно превосходят различия. Сегодня в клинической практике оба термина могут быть взаимозаменяемы ©.

Литература:

В России статистики по РАС нет. По самому оптимистичному допущению, не менее 300 тыс. российских детей живут с такими расстройствами. Официальный диагноз поставлен 31 тыс российских детей. Значит, 269 тыс. не получают необходимую помощь. Причины возникновения РАС науке неизвестны, поэтому лекарства от него нет, несмотря на то, что над проблемой работают тысячи ученых по всему миру.

Ребенок с РАС может родиться в любой семье. Аутизм не должен быть приговором, считают эксперты фонда «Выход». Сегодня существуют эффективные подходы, которые позволяют каждому ребенку с аутизмом развиваться и жить полноценной жизнью.