Одна школа для всех. Почему важно развивать инклюзивное образование

По данным Минпросвещения, в 2023 году в России число обучающихся детей с особенностями здоровья и развития оценивалось в 1,15 млн человек — это около 4% от всех россиян в возрасте до 15 лет. Почему таким ребятам важно ходить в школу вместе с обычными школьниками и готова ли российская система образования делиться с ними знаниями, разбирался Plus-one.ru.

Инклюзивная театральная студия «Сны Алисы»

Кто такие дети с ОВЗ и на какое образование они могут рассчитывать по закону

Это довольно разнообразная группа детей, имеющих нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, психического развития, с расстройством аутического спектра, с нарушением интеллекта. По закону все общеобразовательные школы в России должны быть инклюзивными, чтобы по решению родителя ребенок с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) мог учиться в ближайшей к своему дому обычной школе. Однако, по оценкам директора Федерального центра по развитию инклюзивного образования Светланы Алехиной, в реальности таких школ пока 22% от всего количества.

Альтернатива — коррекционные образовательные учреждения, которые специализируются исключительно на работе с детьми с нарушениями развития. Плюсы коррекционных школ — профильные специалисты, оборудование, опыт, подготовленный родительский коллектив и небольшие классы, но число таких школ ограничено, и по соседству ее может просто не оказаться.

Также ребенок с ОВЗ может быть переведен на домашнее обучение: оно предполагает 21 час занятий в неделю, но обычно количество учебных часов оказывается меньше. Кроме того, такой формат лишает особенных детей общения со сверстниками, изолируя их от общества.

Для каждого типа ОВЗ разработаны свои образовательные программы. Для детей, у которых не нарушен интеллект, набор основных предметов соответствует программе общеобразовательной школы, но также дополняется занятиями с профильными специалистами: коррекционным педагогом, психологом, логопедом. Срок обучения в начальной школе для них может быть обычным (4 года) или пролонгированным (5 лет). Дети с нарушением интеллекта обучаются по отдельно разработанному стандарту. Основное внимание здесь уделяется развитию жизненных компетенций — самообслуживанию в быту, умению ориентироваться в пространстве, навыкам социального поведения.

При поступлении в школу дети с ОВЗ проходят специальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), которая определяет, какие условия необходимы конкретному ребенку для эффективного обучения. Это могут быть адаптированная программа, ассистент или тьютор (специалист, который исследует интересы ребенка и создает среду для его развития), специальные учебники, пособия и дидактические материалы, технические средства обучения, групповые и индивидуальные коррекционные занятия.

Включение человека с ОВЗ в социальную и образовательную среду позволят ему овладевать профессией и в будущем стать экономически активным

Родители предоставляют заключение ПМПК в школу, которая, в свою очередь, обязана предоставить необходимые условия, прописанные в заключении. Законодательно ответственность за их создание лежит на руководстве школы: если нет необходимых специалистов, например тьютора или логопеда, то их необходимо нанять. Теоретически звучит хорошо, но готовы ли российские школы к такому вызову? Практика показывает, что не всегда.

С какими проблемами сталкиваются российские школы при развитии инклюзивных программ

Первая и самая значимая проблема — дефицит профильных специалистов. Некоторые специальности, например тьютор и игропедагог, появились совсем недавно. Кроме того, в государственных школах до сих пор очень мало платят: по данным портала prozarplaty.ru, средняя заработная плата тьютора — всего 15–17 тыс. рублей в месяц.

При этом, если в классе обучаются дети с ОВЗ, то общее число учеников должно быть сокращено. Но с 2016 года школы перешли на нормативно-подушевое финансирование — это означает, что чем больше детей в классе, тем выше зарплата учителя, а значит, уменьшение классов педагогам невыгодно.

Также часто родители не хотят, чтобы их ребенок учился вместе с детьми с ОВЗ. У общества все еще много страхов и предрассудков в отношении «не таких» людей, и решить эту проблему может только просвещение. «Мне кажется, инклюзию в школах поторопились ввести. Нужно было сначала подготовить к этому детей и родителей, возможно, ввести уроки толерантности. А то особенный ребенок в обычном классе часто оказывается, как цветок в пустыне, — он должен продираться сквозь трудности, чтобы расти. В подготовленной среде это было бы не так болезненно», — отмечает Юлия, мама ребенка с ОВЗ.

Подготовка к самостоятельной жизни

Почему же, несмотря на все сложности, родители особенных детей выбирают путь инклюзивного образования? Как пояснила Plus-one.ru Светлана Алехина, именно общеобразовательная школа формирует у ребенка «способность жить в разнообразном человеческом мире и строить отношения с разными людьми». «Здесь никто не сфокусирован на твоей проблеме, и нужно преодолевать многие внутренние ограничения, чтобы найти свое место. В такой среде у ребенка возникают вопросы: „Кто я, какой я, чем я отличаюсь от всех остальных? Что я умею, какие у меня есть ресурсы, несмотря на мои ограничения в здоровье? Чем я могу похвастаться своим друзьям в классе, за что они уважают меня? Кто мой друг?“», — поясняет Светлана Владимировна. По ее словам, в смешанных группах у детей появляется возможность перенимать друг у друга социальные навыки, они обретают мотивацию, стремятся общаться и развиваться.

Никита Малышев, режиссер театральной студии «Сны Алисы», с юными актерами

С ней согласна и исполнительный директор благотворительного фонда «Семейная в помощь», руководитель инклюзивной театральной студии «Сны Алисы» Любовь Ковалева. «Любой особенный ребенок — в первую очередь ребенок. Ему хочется играть, общаться, дружить, но он не всегда знает, как. Ему нужно чуть помочь. В студии дети находят себе друзей по интересам, и зачастую эта дружба не ограничивается театром. У самих детей обычно не возникает барьеров в общении. Эти барьеры часто навязаны взрослыми, которые рядом с особенными детьми чувствуют себя неловко», — отмечает Любовь Ковалева. По ее словам, различные дополнительные занятия, кружки и секции очень важны для детей с ОВЗ. Обстановка там менее формальная и более расслабленная, чем в школе, поэтому социализироваться в небольшом дружелюбном коллективе проще и приятнее.

«Некоторые дети приходят к нам, не имея даже навыков общения с окружающими. Но в студии во время игры с другими детьми они могут заинтересоваться и увлечься настолько, что формируется потребность использовать речь. Я помню ситуацию, когда дети играли игрушечной собакой и один ребенок спросил другого: „Как зовут твою собаку?“. Второй подумал и ответил: „Бим“. Это был едва ли не первый диалог в жизни ребенка, не считая привычного общения с мамой», — рассказывает Любовь Ковалева.

Включение человека с ОВЗ в социальную и образовательную среду позволяет ему не только получать знания, но и впоследствии успешно овладевать профессией, стать экономически активным. Таким образом, инклюзия — это не благотворительность, а возвратная инвестиция.

По данным Всероссийской организации инвалидов, 28% людей с инвалидностью в России имеют высшее образование. По словам Светланы Алехиной, задача — достичь отметки в 40%. «История про инклюзивное образование — это вопрос преемственности, передачи ребенка с одного уровня образования на другой. Многие абитуриенты с ОВЗ сегодня приходят в высшую школу. Выпускник с инвалидностью может выбрать пять вузов, а не один, как раньше. С 2022 года люди с инвалидностью имеют право получать второе высшее образование бесплатно. Это значит, что любой вуз должен быть готов принять такого абитуриента», — отмечает она.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Авторы

Наталья Ковтун, Анастасия Кокорева