Почему города, где много автомобилей и велосипедов, неудобны для женщин

Ученые обнаружили, что в городах женщины ходят пешком и пользуются общественным транспортом чаще, чем мужчины, но реже ездят на велосипеде. Plus-one.ru узнал, как пол влияет на способы передвижения и что делать, чтобы транспорт стал комфортным для всех.

Как пол влияет на передвижение по городу

Исследователи из Великобритании и Индии проанализировали результаты опросов, проведенных в крупных городах 13 стран. Участникам нужно было заполнять дневники поездок — рассказывать, как они добирались до того или иного места и сколько времени на это тратили.

Выяснилось, что во всех городах, кроме Кисуму (Кения) и Лос-Анджелеса (США), женщины оставались дома чаще, чем мужчины (никуда не выезжали 26% женщин и 22% мужчин). Самой заметной разница оказалась в таких городах, как Дели (Индия), Аккра (Гана) и Сан-Паулу (Бразилия).

Чаще всего пешком до места назначения добираются жители Аккры (столица Ганы), Дели и кенийского города Кисуму (59% женщин и 45% мужчин), а реже всего — жители Чикаго, Лос-Анджелеса и Мельбурна (14% и 13%). Второе место по популярности занимает общественный транспорт. Активнее всего им пользуются в Боготе, Буэнос-Айресе, Мехико, Сантьяго и Сан-Паулу (39% женщин и 37% мужчин), а меньше всего — в Чикаго, Лос-Анджелесе и Мельбурне (7% обоих полов).

Велосипед предпочитает лишь небольшое число опрошенных. Им часто пользуются жители Берлина, Кельна, Гамбурга и Мюнхена (14-15% женщин и мужчин). А в Аккре и Кейптауне (ЮАР) велосипед практически не востребован.

Исследователи также узнали, как люди чаще всего добираются на работу. На первом месте оказался общественный транспорт, на втором — пешие прогулки, на третьем — велосипед.

Оказалось также, что во всех городах, кроме Аккры и Дели, женщины проводят в дороге на 5% больше времени по сравнению с мужчинами — 24,4 и 23,3 минуты соответственно. Больше всего времени на передвижения по городу тратят респонденты из Аккры (48-50 минут) и Цюриха (36-38 минут), а меньше всего — из Чикаго (около 5 минут), Мельбурна и Лос-Анжелеса (10 минут).

Почему женщинам неудобно перемещаться по городу

То, что женщины, чаще, чем мужчины, ходят пешком и пользуются общественным транспортом, объясняется двумя причинами, говорят исследователи. Во-первых, из-за гендерного неравенства как внутри семей, так и в обществе женщины редко пользуются личным автомобилем. Во-вторых, женщины, особенно в развивающихся странах, редко ездят на велосипеде. Вероятно, это связано с отсутствием инфраструктуры, неразвитой культурой езды, риском столкнуться с насилием. К тому же женщинам часто приходится выполнять работу по дому, в том числе перевозить продукты и детей, а это делает езду на велосипеде неудобной.

Екатерина Черкес-заде, директор университета креативных индустрий Universal University (UU), подтвердила Plus-one.ru, что инфраструктура и культурные нормы влияют на востребованность велосипедов среди горожан. В европейских странах, где много велосипедных дорожек, женщины охотно садятся на велосипед — передвигаться на нем часто удобнее и дешевле, чем на общественном транспорте или на личном автомобиле.

Екатерина Черкес-заде подтвердила, что женщины чаще мужчин пользуются общественным транспортом. По ее словам, во Франции и США женщины представляют около 60% пассажиров. Если мужчина в среднем совершает две поездки в день — из дома на работу и с работы домой, то у женщин этот маршрут сложнее, так как они выполняют большую часть неоплачиваемой работы по дому: отвозят детей в школу и родственников в больницу, а по пути домой заходят в магазин за продуктами.

«Важно разрабатывать сеть общественного транспорта и социальную инфраструктуру так, чтобы женщинам было удобно двигаться по городу», — объясняет Екатерина Черкес-заде. Но в крупных городах это сделать проблематично — там транспортная система в основном устроена по радиальному принципу: большинство маршрутов ведет из пригорода в центр. Это удобно для тех, кто ездит на работу и обратно, то есть для мужчин. А женщинам приходится пересаживаться, чтобы сделать свои дела и добраться до работы, говорит эксперт.

В больших городах женщины сталкиваются и с другими проблемами. Исторически так сложилось, что мегаполисы делятся на три зоны: коммерческую, жилую и промышленную — места для работы отделены от мест для жизни и отдыха.

«Гораздо эффективнее планировать зоны смешанного типа и учитывать потребности женщин», — заключает Екатерина Черкес-заде.

Авторы упомянутого выше исследования уверены, что из-за гендерного неравенства доступ к инфраструктуре у женщин меньше, чем у мужчин. Это мешает трудоустройству, пользованию образовательными, медицинскими и другими услугами. По мнению ученых, администрациям городов необходимо сделать улицы безопасными для пешеходов и велосипедистов, а общественный транспорт — более доступным. Они также обращают внимание на тесную связь между способом передвижения и уровнем здоровья населения. Чем более развита велоинфраструктура в городе и чем шире пешеходные зоны, тем больше времени горожане двигаются, тем более они физически активны и здоровы.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Евгения Чернышёва