27 декабря отмечается Международный день противоэпидемической готовности. Он был установлен ООН в 2020 году, когда мир охватила пандемия коронавирусной инфекции. Plus-one.ru разобрался, какое место за неполные три года ковид занял среди самых распространенных причин смерти, эффективна ли вакцинация и стоит ли ждать окончания пандемии.
За все время пандемии COVID-19 в мире был зарегистрирован 651 млн случаев заболевания. Летально завершились 6,7 млн из них — чуть больше 1%.
В среднем за год коронавирусная инфекция уносит 2,35 млн жизней. Это делает ее шестой самой распространенной в мире причиной смерти — после сердечно-сосудистых, раковых и респираторных заболеваний, а также болезней органов пищеварительной системы и инфекций нижних дыхательных путей.
Для сравнения: от COVID-19 ежегодно умирает в полтора раза больше людей, чем от ВИЧ/СПИДа (860 тыс. смертей в год) и малярии (640 тыс. смертей в год) вместе взятых.
К сожалению, коронавирусная пандемия еще не закончилась. В декабре 2022-го генеральный директор ВОЗ Тедрос Аданом Гебрейесус заявил, что текущая ситуация «существенно лучше», чем в прошлые годы, и выразил надежду, что в 2023 году «мы сможем сказать, что COVID-19 больше не является мировой чрезвычайной ситуацией».
Директор Европейского регионального бюро ВОЗ Ханс Клюге считает, что пандемия COVID-19 эволюционирует в эндемию: коронавирус никуда не денется, но превратится в сезонный респираторный вирус, подобный гриппу, от которого необходимо прививаться раз в год.
Сегодня вакцинированы (здесь и далее подразумеваются привитые хотя бы одной дозой вакцины против ковида) почти 69% землян. Смертность от COVID-19 в мире составляет 0,8 летальных исхода на 1 тыс. человек. В России она выше — почти три смерти на 1 тыс. жителей — при сопоставимой с мировой долей привитых (61%).
Больше всего людей умерло от коронавируса в США (1,086 млн). Россия — на пятом месте в мире с 385 тыс. летальных исходов. Удивительна статистика Китая: в самой населенной стране планеты (1,4 млрд жителей) от ковида скончались 5 тыс. 235 человек. Уровень смертности от коронавируса в КНР — один из самых низких во всем мире (0,004 летальных случая на 1 тыс. чел.)
Возможные причины китайского чуда — решительные противоэпидемические меры и высокий уровень вакцинации. В Поднебесной привиты почти 92% жителей. По крайней мере, так получается, если верить официальным цифрам. В Соединенных Штатах, лидирующих по количеству смертей от ковида, вакцинирован 81% граждан.
В 2021 году глава ВОЗ утверждал, что для победы над пандемией необходимо привить не менее 70% населения планеты.
Упомянутый уровень вакцинации давно достигнут в странах с высокими доходами и выше среднего — там полностью привиты 80% и 83% жителей соответственно. Однако в самых развитых государствах зафиксирована самая высокая смертность от ковида (по два и по одному летальных исхода на 1 тыс. человек соответственно).
И, наоборот, в странах с доходами ниже среднего, где хотя бы один компонент вакцины получили 64% жителей, смертность от коронавируса вдвое ниже мировой. В беднейших государствах привита лишь четверть населения, а на 1 тыс. человек приходится всего 0,06 летальных случая.
Среди 30 самых населенных стран мира, где живет половина населения Земли, смертность от коронавируса выше всего в Бразилии, США и Великобритании (по 3,2 летальных исхода на 1 тыс. чел.), где вакцинировано 87%, 81% и 80% жителей. Выше всего в мире показатель в Перу (6,4), хотя там вакцинировано почти 89% населения.
В 10 странах с наименьшим уровнем вакцинации (13% и ниже) смертность от COVID-19 не превышает 0,13 летальных случая на 1 тыс. человек. Этот список состоит из бедных государств Африки, Океании и Ближнего Востока.
Парадокс — чем ниже уровень вакцинации, тем ниже смертность — объясняется многими факторами. Во-первых, он имеет место лишь в беднейших регионах, где ограничен доступ к здравоохранению. Это затрудняет диагностирование и регистрацию случаев как заболевания COVID-19, так и смертности от него.
Кроме того, чем беднее регион, тем ниже там средняя продолжительность жизни и, как следствие, меньше пожилых людей, наиболее уязвимых к инфекции. Наконец, в беднейших государствах большое число сельских жителей, которые проводят много времени на открытом воздухе, где риск заражения ниже, чем в помещениях.
Обратная картина — высокая смертность на фоне высокого уровня вакцинации — объясняется тем, что, с одной стороны, чем богаче страна, тем больше у нее доз вакцины и лучше медицина. С другой — много стариков и мало сельских жителей.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Автор
Илья Арзуманов
Инфографика
Диана Бабичева, Константин Чернов