Что мешает преодолеть цифровое неравенство

22% россиян ни разу в жизни не пользовались интернетом

Все больше людей по всему миру получают доступ к интернету. Однако проблема цифрового неравенства по-прежнему остается нерешенной. По разным данным, от 35 до 50% населения планеты по-прежнему не могут пользоваться сетью. Среди прочего это связано с высокой стоимостью интернет-услуг, низким уровнем цифровой грамотности, отсутствием веб-интерфейсов, адаптированных под потребности разных людей.

В октябре 2021 года во всем мире насчитывалось 4,8 млрд интернет-пользователей, что составляет 61,8% мирового населения. По сравнению с октябрем прошлого года это число увеличилось на 222 млн, или на 4,8%. Такие цифры содержатся в отчете Digital 2021 October Global Statshot Report, подготовленном международным креативным агентством We Are Social и компанией Hootsuite, которая предлагает инструменты для управления профилями в социальных сетях. Как говорят авторы исследования, самая большая доля пользователей Сети живет в Дании, Объединенных Арабских Эмиратах (на них приходится 99% населения), а самая незначительная — в Нигерии (51%), Индии (47%) и Кении (42%).

В ООН напоминают, что доступность интернета зависит от уровня экономического развития государства. Если в 2019 году в развитых странах выйти в Сеть могли около 87% населения, то в наименее развитых — только 19%. В организации подчеркивают, что проблема цифрового неравенства стала особенно актуальной во время пандемии, когда многие жизненно важные услуги стали оказываться в дистанционном режиме. Люди, которые не имеют доступа к интернету, не могут ими воспользоваться и лишаются многих возможностей.

Отсутствие знаний и неудобные интерфейсы

В Hootsuite и We Are Social подсчитали, что в среднем человек тратит на интернет около 7 часов в день — почти столько же, сколько на сон, или около 40% от всего времени бодрствования. В частности, на мобильный интернет у среднего пользователя уходит около 3,3 часа в день. В целом в Сеть через мобильные устройства заходят более 90% людей.

В МСЭ подтверждают, что мобильная связь остается более дешевым и распространенным способом доступа к онлайн-ресурсам по сравнению с проводным интернетом. По оценкам организации, число абонентов мобильной связи в развивающихся странах с 2005 года увеличилось более, чем в пять раз, и к 2019 году достигло 103,8 на 100 человек населения. В наименее развитых странах число абонентов за этот период выросло в 20 раз и к концу 2019 года составляло 74,9 на 100 человек.

Среди серьезных помех в борьбе с цифровым неравенством эксперты называют низкий уровень цифровой грамотности людей, а также неудобный и непонятный интерфейс веб-ресурсов. Так, основатель компании ExperienceFutures.org (помогает различным организациям сделать их веб-ресурсы более доступными) Ховард Пайл отмечает, что большая часть существующих сегодня мобильных сайтов и приложений предназначены для людей, которые могут догадаться, как их использовать. Однако все остальные пользователи, включая пожилых, сталкиваются с трудностями, в том числе потому, что их мобильные устройства не всегда позволяют посещать те или иные онлайн-ресурсы. Эксперт уверен, что технологии должны быть достаточно гибкими и адаптированными под людей с разными потребностями.

Стоимость интернет-связи

Преодолевать цифровое неравенство, по мнению экспертов, мешает высокая стоимость мобильной связи. Цены снижаются, однако это происходит слишком медленно. Об этом сообщается в совместном исследовании МСЭ и Альянса за доступный интернет (Alliance For Affordable Internet, A4AI). Так, в 2020 году среднемировая цена на мобильный интернет снизилась на 0,2 процентных пункта (п. п.) и достигла 1,7% от ежемесячного валового национального дохода (ВНД) на душу населения.

Эта цифра соответствует показателю, установленному Комиссией ООН по широкополосной связи в интересах устойчивого развития, который создан МСЭ и ЮНЕСКО в 2010 году для решения проблемы цифрового неравенства. Так, к 2025 году стоимость 1 Гб данных как мобильного, так и стационарного интернета в развивающихся странах не должна превышать 2% от ежемесячного ВНД на душу населения. Цена на базовые услуги фиксированной широкополосной связи в 2020 году, наоборот, была выше целевого показателя и составляла 2,9% от ВНД.

Эксперты подчеркивают, что в развивающихся странах интернет нередко стоит намного дороже, чем в развитых. Например, в Люксембурге, Польше, Австрии, Макао и Гонконге (Китай) 1,5 Гб данных обходились потребителю в среднем в 0,3% от ежемесячного дохода. А жители Чада, Малави, Центральноафриканской Республики, Гвинеи-Бисау и Демократической Республики Конго за такое же количество данных были вынуждены отдавать от 18 до 32% от дохода.

Самые низкие цены на широкополосную связь — не более 0,6% от ежемесячного ВНД на душу населения — отмечались в Лихтенштейне, Кувейте, Макао, Китае и Объединенных Арабских Эмиратах. Самые высокие — 69% и более — на Мадагаскаре, Гаити, в Нигере, Малави и Гвинее-Бисау. В целом средняя стоимость на фиксированную широкополосную связь в развитых странах составляла 1,2% от ВНД, а в развивающихся — 4,7%. Между тем скорость соединения в 2020 году в развитых странах выросла с 30 до 40 Мбит/с, а в развивающихся странах — только с 3 до 5 Мбит/с.

Доступность интернета в России

В России, согласно оценкам Hootsuite и We Are Social, интернетом пользуются 89% населения. Иные данные приводят в российской аналитической компании Mediascope. Согласно подсчетам экспертов, в феврале — ноябре 2020 года в Сеть хотя бы раз в месяц заходили 78,1% населения старше 12 лет, всего 95,6 млн человек. В течение дня к интернету подключались в среднем 71,1% населения, или 87,1 млн человек. Самыми активными пользователями интернета были люди в возрасте от 12 до 24 лет: среди них доля тех, кто выходил в Сеть хотя бы раз в месяц, составляла почти 100%. Для людей в возрасте 45–54 лет этот показатель составлял 84,2%, а для людей старше 55 лет — 49,7%. В России, как и во многих других странах, люди чаще подключаются к сети с мобильных устройств. Так, если с десктопа в Сеть в сутки выходили в среднем 44,4 млн человек (36,3% населения), то со смартфона — 79,8 млн человек (65,2% населения).

В фонде «Общественное мнение» (независимая социологическая служба) в 2020 году оценивали месячную аудиторию интернета в России в 74% населения. 51% участников исследования сказали, что они используют как мобильный, так и домашний интернет, 27% — только мобильный и 21% — только домашний. При этом 22% опрошенных признались, что они не пользовались интернетом ни разу в жизни.

В статистическом сборнике «Индикаторы цифровой экономики», выпущенном в этом году Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ (ИСИЭЗ) совместно с Минцифры и Росстатом, сообщается, что в 2020 году в России доступ к интернету имели 80% домохозяйств — столько же, сколько в Греции и США. По этому показателю страна уступает Португалии (84%), Литве (82%) и Сербии (81%), однако она опережает Болгарию (79%), Бразилию (71%) и Мексику (56%). Государствами-лидерами оказались Южная Корея (100% домохозяйств от общего числа), Исландия (98%), Великобритания и Нидерланды (по 97%).

Пандемия ускорила проникновение интернета в России, отметила ведущий эксперт ИСИЭЗ Софья Приворотская. Со ссылкой на данные института она сообщила, что в 2020 году трафик проводного интернета в стране вырос на 35% в годовом исчислении — это абсолютный рекорд за последние пять лет. Ежедневная аудитория интернета превысила три четверти взрослого населения страны (76,7%), что на 4,1 п. п. выше значений 2019 года. Как рассказала Plus-one.ru ведущий эксперт ИСИЭЗ Кристина Утятина, доступ к интернету ежегодно получает все больше россиян. Так, в 2021 году число абонентов проводного интернета выросло на 3,7% по сравнению с 2019 годом, мобильного — на 3,3%.

«Уровень распространения фиксированного и мобильного интернета очень разный. Так, востребованность проводного интернета в России ниже, чем во многих европейских странах, Корее, США, Канаде и Японии. Но по уровню проникновения мобильного интернета Россия сопоставима с такими странами, как Швейцария, Франция, Норвегия»

Ведущий эксперт Центра статистики и мониторинга информационного общества и цифровой экономики НИУ ВШЭ Кристина Утятина

Ведущий эксперт Центра статистики и мониторинга информационного общества и цифровой экономики НИУ ВШЭ Кристина Утятина

Как объяснила Кристина Утятина, некоторые россияне сами отказываются выходить в Сеть. Так, в 2020 году почти 72% жителей страны, которые не пользовались интернетом, ссылались на отсутствие необходимости и желания это делать. Среди других причин отказа от интернета — высокая стоимость подключения и опасения по поводу безопасности. Кроме того, около 40% жителей страны в возрасте 15 лет и старше обладают низким уровнем цифровой грамотности. «Что касается стоимости интернета, то тарифы за пользование интернетом в России остаются одними из самых низких в мире, а размер абонентской платы за фиксированный интернет ежегодно снижается, в том числе в процентах к среднедушевым доходам населения», — резюмирует специалист.

Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.

Автор

Евгения Чернышёва