Владимир Путин назначил нового уполномоченного по правам ребенка при президенте — им стала благотворитель и экс-сенатор Мария Львова-Белова. Ее предшественница, Анна Кузнецова, в сентябре была избрана в Госдуму и работает там вице-спикером. Plus‑one.ru спросил общественников о том, чего добилась за пять лет Анна Кузнецова и чего они ждут от нового детского омбудсмена.
Елена Альшанская, президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»
Об Анне Кузнецовой:
«По ее инициативе поменялось законодательство, и у аппарата уполномоченного появилось больше компетенций, в том числе возможность защищать права детей в судах. Часто возникают ситуации, когда никто не подает иски в интересах ребенка, — родители не готовы, а органы опеки не заинтересованы. В итоге множество случаев насилия над детьми и нарушения их имущественных прав остается без разбирательств. Теперь действия омбудсмена носят не просто рекомендательный характер — он может участвовать в судах, а его аппарат стал более весомой структурой».
О Марии Львовой-Беловой:
«Я очень надеюсь, что новый омбудсмен воспользуется всеми возможностями, которые теперь есть у аппарата уполномоченного. Думаю, это будет институт с сильной юридической поддержкой, большой базой добровольных помощников или адвокатских контор».
Татьяна Апатова, исполнительный директор фонда «Правмир» (помогает взрослым и детям с тяжелыми заболеваниями)
Об Анне Кузнецовой:
«Анна Кузнецова усилила информационную связь между подразделениями по делам несовершеннолетних МВД, комиссиями по делам несовершеннолетних, органами соцзащиты и т.д., вплоть до каждого образовательного учреждения. На мой взгляд, это одно из самых главных ее достижений. Это позволило оперативнее включаться в решение острых проблем. Помимо этого, были обновлены базы семей и отдельных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации».
О Марии Львовой-Беловой:
«Заступая на должность, новая уполномоченная заявила, что ее первые шаги будут связаны с анализом обращений. Таким образом, она планирует продолжать линию предыдущего омбудсмена. Убеждена, что ею будет проведена экспертная проверка существующего законодательства и при поддержке предыдущего омбудсмена пробелы в области защиты прав детей будут устранены. Особенно это касается работы комитетов по делам несовершеннолетних, подразделений по делам несовершеннолетних в МВД, а также социально незащищенных категорий населения».
Ольга Журавская, президент благотворительной организации «Журавлик» (развивает инклюзивные проекты для детей и борется с буллингом)
Об Анне Кузнецовой:
«Разве Кузнецова сделала что-нибудь? Сколько раз я ей писала — но без толку. Лично ножками приходила на встречу, докладывала о нашем проекте „Травли.нет“, просила помощи в продвижении идеи антибуллинговой хартии в государственных школах (предлагаемая проектом хартия устанавливает правила поведения для учащихся, родителей, учителей и руководства школ. — Прим. Plus-one.ru). Она очень внимательно меня слушала, но потом со мной просто не связались».
О Марии Львовой-Беловой:
«Ожиданий никаких: расстрельная должность. Ощущение, что реальных прав у человека на этом посту нет. Но, опять же, надежду не убить! В России нужно продвигать закон о домашнем насилии: женщин и детей бьют, и этому нет ни конца, ни края. Реформировать детские дома-интернаты, продвигать идеи усыновления и опеки, работать с проблемами школьной травли и шутинга — и все это делать вместе с профильными НКО».
Анастасия Черепанова, директор фонда «Жизнь как чудо» (помогают детям с заболеваниями печени)
Об Анне Кузнецовой:
«С Анной Кузнецовой наш фонд взаимодействовал лично, и я могу выразить ей только самую большую благодарность. Она быстро подключается к решению проблем. Когда детям не выдавали лекарства или требовалась помощь в лечении, она всегда была на связи, и проблемы очень быстро решались».
О Марии Львовой-Беловой:
«С нею я лично не знакома, но отзывы коллег по благотворительному сектору очень хорошие. Проблем, которые ей предстоит сегодня решать, много. Для нас важнее всего вопросы лекарственного обеспечения. Хотя об этом говорят уже очень давно, до сих пор есть проблемы с поставками жизненно важных препаратов для детей с орфанными заболеваниями (редкими болезнями типа муковисцидоза и спинальной мышечной атрофии. — Прим. Plus-one.ru)».
***
Начиная с 2018 года автор этого материала неоднократно писал о случаях ритуального обрезания женских половых органов у девочек в России. Они происходили как в московских клиниках, так и в горных селах Дагестана и Ингушетии.
Однако Анна Кузнецова не демонстрировала внимания к данной теме. Правозащитница называла этот вопрос «медицинским», добавляя: «Если здравоохранение говорит, что это вредно, этого делать нельзя». В марте 2021 года ее пресс-служба проигнорировала наш официальный запрос, что является нарушением закона о СМИ. Между тем более жестокое нарушение прав детей трудно представить. Редакция Plus-one.ru выражает надежду, что новый омбудсмен не останется в стороне от решения проблемы женских обрезаний.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Владимир Хейфец