Жертв детского труда на планете гораздо больше, чем жителей России. Половина из них занята в наиболее опасных его формах. Последние пять лет число работающих детей неуклонно растет, и на фоне кризиса COVID-19 ситуация может стать еще хуже. Plus-one.ru выбрал главное из свежего отчета Международной организации труда (МОТ) об успехах и неудачах в глобальной борьбе с детским трудом.
На начало 2020 года на планете насчитывалось 160 млн жертв эксплуатации (каждый 10-й ребенок в возрасте от пяти до 17 лет). Почти половина из них — 79 млн детей — были вовлечены в самые опасные формы детского труда: выполняли работу, напрямую угрожающую здоровью, безопасности или нравственному развитию.
С начала ХХI века мир добился значительных успехов в решении этой проблемы. В 2000 году жертв детского труда было в полтора раза больше, чем сегодня (а жертв его наиболее опасных форм — вдвое).
По последним данным МОТ видно, что пять лет назад прогресс остановился и с тех пор неуклонно идет вспять. С 2016 по 2020 год численность жертв детского труда впервые в истории статистического мониторинга не сокращалась, а росла: на 8,4 млн за четыре года, причем почти 80% (6,5 млн) из этих детей оказались вовлечены в наиболее опасные формы труда.
Точное определение термина «детский труд» неоднократно корректировалось. В настоящий момент для статистических оценок принята формулировка, утвержденная МОТ в 2008 году. Согласно ей, к жертвам детского труда относятся:
дети 5-11 лет, вовлеченные в любые формы трудоустройства;
дети 12-14 лет, работающие 14 и более часов в неделю;
дети 5-14 лет, занятые неоплачиваемым домашним трудом 21 и более часов в неделю;
дети 5-17 лет, работающие 43 и более часов в неделю;
дети 5-17 лет, занятые в определенных опасных отраслях или на определенных опасных работах (их списки насчитывают десятки пунктов, от работ в горнодобывающей промышленности или строительстве до отдельных форм неоплачиваемого домашнего труда).
Последние три пункта описывают жертв наиболее опасных форм детского труда. Как видно, МОТ вовсе не против того, чтобы дети трудились. Скажем, 12-летний ребенок может ежедневно по часу выполнять работы по дому, а 15-летний — трудиться по найму по восемь часов пять дней в неделю в неопасной отрасли. В этих случаях они не попадут в статистику жертв детского труда.
Усилия по устранению детского труда мир предпринимает почти 50 лет. В 1973-м МОТ приняла Конвенцию о минимальном возрасте для приема на работу, согласно которой в ратифицировавших ее 173 государствах официальное трудоустройство возможно лишь с 16 или с 18 лет. Множество подобных документов появлялось и ранее (начиная с 1919-го — года основания МОТ), однако все они охватывали лишь отдельные отрасли.
В 1999-м вышла Конвенция о запрете и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда. К таковым, согласно документу, относятся рабство, принудительный труд, проституция, военная служба, производство порнографии, распространение наркотиков, труд при высоких или низких температурах и другая работа, которая ставит под угрозу здоровье, безопасность или нравственность детей. В 2020 году эта конвенция стала первым в истории документом, ратифицированным всеми 187 странами — членами МОТ.
В сентябре 2015-го государства — участники ООН приняли 17 Целей устойчивого развития. Цель 8 включала задачу «к 2025 году положить конец детскому труду во всех его формах». Еще тогда она казалась, мягко говоря, оптимистичной: за 10 лет предполагалось куда-то деть более 150 млн жертв детского труда, при том что за предыдущие 15 лет их численность удалось сократить на 100 млн. На фоне регресса последних лет задача 8.7 выглядит неосуществимой.
Его очевидной причиной является бедность. В странах с низким уровнем дохода в трудовую деятельность вовлечено более четверти детей от пяти до 17 лет, тогда как в странах со средним уровнем доходов — менее 10%, а в странах с высокими доходами — менее 1%. Однако бедность имеет разные формы и в тех или иных масштабах встречается повсеместно. Почти 60% всех жертв детского труда (93,4 млн детей) приходится на страны со средним уровнем доходов.
Более половины всех жертв детского труда (86,6 млн детей) живут в странах Африки к югу от Сахары. В этом регионе в детский труд вовлечен каждый четвертый ребенок в возрасте 5-17 лет.
Однако так было не всегда. В начале XXI века большая часть эксплуатируемых мальчиков и девочек приходилась на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. С 2008-го по 2020-й там наблюдается непрерывный прогресс — численность жертв детского труда сократилась на 65 млн человек, почти в 2,5 раза. Еще один регион, в котором ситуация продолжает улучшаться, пусть и не столь впечатляющими темпами, — страны Латинской Америки и Карибского бассейна.
В странах Африки к югу от Сахары наблюдается обратная ситуация. Численность вовлеченных в детский труд в этом регионе перестала сокращаться в 2012 году и с тех пор непрерывно растет. Причем темпы этого роста полностью перекрывают прогресс в остальных регионах вместе взятых.
Мальчиков вовлекают в детский труд чаще, чем девочек: 97 млн детей мужского пола (11,2% всех мальчиков на планете) против 63 млн женского (7,8% всех девочек). Среди детей 5-14 лет гендерный разрыв вдвое меньше, поскольку девочки значительно чаще вынуждены выполнять работы по дому более 21 часа в неделю.
Более половины всех жертв (почти 90 млн детей) приходится на возрастную группу 15-17 лет. Дети 5-11 лет составляют пятую часть (35 млн) всех вовлеченных в детский труд, как и дети 12-14 лет. С 2000-го по 2016-й численность жертв детского труда сокращалась среди всех трех возрастных групп. Но в последние пять лет в группах 12-14 и 15-17 лет этот прогресс продолжался, а в группе 5-11 лет начал обращаться вспять. К 2020-му число детей этого возраста, занятых детским трудом, оказалось на 16,8 млн больше, чем в 2016-м.
Большинство жертв детского труда (112 млн) заняты в сельском хозяйстве. Около пятой части (32 млн) приходится на сектор оказания услуг (включая неоплачиваемые работы по дому). 16,5 млн детей (десятая часть) трудятся на промышленных предприятиях. Детский труд втрое больше распространен в сельской местности (122,7 млн жертв), чем в городах (37,3 млн жертв).
72% всех жертв детского труда и 83% его жертв в возрасте 5-11 лет эксплуатируются родственниками. Большинство этих детей работают на семейных фермах или микропредприятиях. Вопреки распространенному представлению о семье как о безопасной рабочей среде, каждый четвертый ребенок 5-11 лет и почти половина детей 12-14 лет в собственных семьях заняты работой, которая наносит вред их здоровью, безопасности или нравственному развитию.
Детский труд является серьезным барьером для получения образования. 35% всех жертв не учатся в школе, среди детей 5-11 лет таких 27,7%, среди детей 15-17 лет — 53,2%. Отсутствие базового образования серьезно ограничивает перспективы получения достойной работы в молодости и зрелости. Те дети, которым удается совмещать работу со школой, страдают из-за необходимости находить между ними компромиссы, чаще всего не в пользу учебы. При этом они практически лишены права на досуг.
В 2019 году во всем мире насчитывалось 582 млн детей, живших в малообеспеченных семьях. За один только 2020 год пандемический кризис увеличил число таких детей до 724 млн. Все они теперь в зоне риска, поскольку, лишившись источников доходов, многие семьи прибегают к детскому труду как к способу выживания.
Закрытие образовательных учреждений в периоды локдауна увеличивает риски: освобожденные от необходимости посещать школу дети из малообеспеченных семей чаще начинают работать. И далеко не все способны вернуться к учебе.
Таким образом, пандемия COVID-19 угрожает еще больше подорвать и без того буксующий глобальный прогресс в борьбе с детским трудом. Анализ МОТ показывает, что, если не предпринять срочных дополнительных мер социальной поддержки малообеспеченных семей, к концу 2022 года число жертв детского труда увеличится почти на 9 млн. Более половины (4,9 млн) из них придется на детей 5-11 лет.
В самом худшем случае, если охват соцподдержки не только не расширится, но и сократится — например, в результате мер жесткой экономии в условиях кризиса, то в детский труд в 2022 году будут вовлечены на 46 млн детей больше, чем в 2020-м. Это отбросит мир на 20 лет назад, к показателям начала 2000-х.
С другой стороны, при должном расширении мер соцподдержки к концу 2022 года можно добиться сокращения числа жертв детского труда на 15,1 млн, что полностью компенсирует негативный эффект пандемии.
Моделируя эти сценарии, эксперты МОТ оперировали не деньгами, а показателями охвата социальной поддержкой. В странах с низким уровнем дохода такими мерами пользуется 11% населения, в странах со средним уровнем доходов — 30-50%, а в странах с высоким — 78,1%.
Чтобы сократить число жертв детского труда на 15 млн к концу 2022-го, в беднейших странах нужно повысить охват мерами соцподдержки до 11,7% населения, в государствах со средними доходами до 36-60%, а в богатейших — до 97,9%. Возможно ли это и сколько денег на это потребуется, предстоит определить правительствам стран мира.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Илья Арзуманов
Иллюстрация
Константин Чернов