Науки девушек питают

11 февраля отмечается Международный день женщин и девочек в науке. Он учрежден в 2015 году Генеральной Ассамблеей ООН, призвавшей правительства и академические институты создавать благоприятные возможности для получения образования и ведения научной деятельности девочками и женщинами. Plus-one.ru выбрал из отчетов ЮНЕСКО и ВШЭ главные цифры и факты о гендерном дисбалансе в науке — как во всем мире, так и в России.

Во всем мире сегодня женщин среди исследователей науки — менее 30%. Наиболее остро проблема стоит в Восточной, а также Южной и Западной Азии (24% и 19% женщин-ученых соответственно). Ближе всего к гендерному паритету в науке Центральная Азия (48%) и Латинская Америка (45%). Установление гендерного паритета в науке необходимо для достижения Целей устойчивого развития, принятых на 2030: полностью реализовать свой потенциал человечество сможет, лишь предоставив равные возможности всем своим представителям.

Доля женщин в науке по всему миру

Причиной гендерного неравенства в науке служат прочно устоявшиеся социальные и культурные стереотипы — от разделения дисциплин на традиционно «мужские» (например, математика, физика или инженерное дело) и «женские» (искусство, образование), до архаичных представлений о том, что женщинам предпочтительнее воспитывать детей, а не строить карьеру. Такие представления распространены практически повсеместно, но в разной степени — причем независимо от таких показателей, как, например, общий уровень развития регионов.

Так, самые высокие доли женщин в науке — в далеко не самых богатых странах мира — в Мьянме (75,6%), Венесуэле (61,4%), Азербайджане (59%) и Монголии (57,5%). А, например, в Японии, стране с одной из самых развитых экономик, на долю женщин приходится лишь 16% всех ученых страны.

Одинаковый гендерный дисбаланс сложился и в богатейших странах Западной Европы и Северной Америки (33% женщин-ученых), и в беднейших государствах Африки южнее Сахары (32%). Схожая ситуация как в традиционно патриархальных государствах арабского мира (41%), так и в странах Центральной и Восточной Европы (39%), где у женщин гораздо больше прав и свобод.

Эффективным способом борьбы с такими стереотипами, направленным на достижение гендерного баланса в науке, ЮНЕСКО признает внедрение программ гендерного равенства в образовательных учреждениях — от школ до вузов, — в академиях наук, в исследовательских организациях и в компаниях-работодателях. Важна также и просветительская работа с родителями. Все это — сложная и системная работа, которая не даст стремительных результатов. Однако свидетельства о том, что она приносит плоды, все же видны: в 2013 году во всем мире насчитывалось 28,4% женщин-ученых, а к 2016-му их доля выросла до 29,3%

Каким специальностям обучаются женщины

На этапе получения высшего образования в большинстве областей науки существует либо гендерный паритет, либо студентки даже преобладают. Например, преимущественно «женскими» можно назвать социальные (61% студенток в среднем по миру) и гуманитарные (62%) науки, здравоохранение (68%) и образование (71%). Две области — ИТ и инженерные специальности — выделяются значительным разрывом в пользу мужчин: здесь женщины составляют менее 30% студентов.

Во всем мире более половины обладателей степеней бакалавра и магистра — женщины, однако уже на уровне докторантуры их доля составляет 44%. На этапе трудоустройства в качестве научных исследователей она снижается до 29%.

Доля женщин среди обладателей научных степеней и трудоустроенных исследователей

Научные работы женщин реже удостаиваются заслуженного признания. Ярче всего этот тезис иллюстрирует история присуждений Нобелевских премий — женщины составляют лишь 6,1% от общего числа лауреатов. А если рассматривать только «научные» номинации (без премии по литературе и премии мира), то доля женщин падает до 3,7%.

В России доля женщин-исследователей составляет около 40%. В большинстве стран СНГ и ближнего зарубежья она значительно выше: например, в Армении, Грузии и Казахстане она больше 50%, а в Азербайджане — почти 60%. Ближе всего к российским показателям Белоруссия (39,7%) и Таджикистан (38,4%).

Доля женщин в науке в странах СНГ и ближнего зарубежья

Последние десятилетия Россия теряет гендерное равенство в науке: если в 1995 году женщин-исследователей составляла 48,4%, то к 2010-му она сократилась до 42%, а к 2018-му — до 39,2%. Высшей научной квалификацией (докторской степенью) обладает 28% российских женщин-исследователей, среди мужчин эта доля пока почти такая же — 29,4%.

Немногим более половины (52,4%) всех женщин-исследователей в России занимаются техническими науками, значительно уступая мужчинам, 67,5% которых заняты в этой области.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Илья Арзуманов

Инфографики

Юлия Дорофеева