«Парки становятся одной из важных составляющих городского брендинга»

Директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank Ольга Широкова — о том, как принципы устойчивого развития меняют российские города

«Парки становятся одной из важных составляющих городского брендинга»
«Парки становятся одной из важных составляющих городского брендинга»

Устойчивое развитие — достаточно широкое понятие, которое включает в себя концепцию «нового урбанизма». Если говорить более конкретно, то к его трендам можно отнести, к примеру, отказ от жесткого зонирования и стремление к созданию многофункциональной и разнообразной застройки, что можно хорошо увидеть в наших проектах — все чаще приходят запросы на разработку концепций mixed-use. Причем если раньше под многофункциональными комплексами понимали просто микс различных функций с целью получения максимальных объемов застройки, то сегодня главными критериями становятся именно функциональность и удобство для пользователя и города в целом. Жилые комплексы наполняются общественно-деловой функцией, торговая составляющая появляется в транспортно-пересадочных узлах и так далее.

Развиваются новые форматы в недвижимости — коворкинги и коливинги, которые способствуют созданию комьюнити, увеличению горизонтальных связей и, как следствие, повышению социальной устойчивости. Помимо прочего, в этом находит отражение тренд рационального потребления.

Еще одна важная составляющая устойчивого развития — компактность. Мы видим, что в Москве осуществляется развитие уже застроенных территорий, все больше зданий в историческом центре (и не только) подвергаются реконструкции, идет уплотнение застройки. Как следствие, жители города получают более насыщенную среду, где все находится в пешей доступности. В качестве иллюстрирующего примера можно привести проекты строительно-девелоперской компании ADG Group по реконструкции кинотеатров в районные центры.

Конечно, основная тенденция — максимально рациональное и эффективное использование городских ресурсов, такой подход актуален и в проектах территориального развития. Реализовывать идеи помогают в том числе открытые международные конкурсы на разработку концепций и мастер-планов территорий и целых городов. В качестве примеров можно привести конкурсы на мастер-план города Дербент, на разработку концепции и мастер-плана экорайона в Казани, а также на создание мастер-плана долины реки Степной Зай в Альметьевске в Республике Татарстан, в которых принимала участие Knight Frank. Создаваемые в рамках конкурсов междисциплинарные консорциумы позволяют решать комплексные задачи городского развития, обмениваться опытом и предлагать рациональные и эффективные решения.

Если же переходить от масштаба городов к отдельным зданиям, то мы наблюдаем тренд на более рациональное использование пространства: дробятся лоты помещений стрит-ритейла, уменьшается средняя площадь предлагаемых квартир.

Все больше внимания уделяется рациональному энергопотреблению в процессе эксплуатации зданий. Сейчас в России некоторые объекты на добровольной основе проходят сертификацию по «зеленым» стандартам. Две наиболее популярные системы — BREEAM и LEED. При этом самое большое количество сертифицированных зданий относится к объектам офисной недвижимости.

Зеленые зоны перестают восприниматься исключительно как места для рекреации, они наполняются новыми смыслами и начинают выполнять культурно-просветительские и развлекательные функции. Сами парки становятся одной из важных составляющих городского брендинга. В качестве примеров можно привести парки-символы — «Зарядье» в Москве и «Сады у залива» в Сингапуре. В Лондоне пошли еще дальше и решили позиционировать бренд города через развитие парковой культуры и создание London National Park City — города-национального парка.

Если говорить о регионах России, то и в них все больше внимания уделяется озелененным территориям. Так, мастер-план города Альметьевск, в конкурсе на разработку которого в составе консорциума принимала участие наша компания, предполагает включение в город большой территории водохранилища реки Степной Зай, которая сейчас не связана с городом и им не используется.

Локальные общественные пространства и озелененные территории приобретают сейчас большое значение — их наличие в пешей доступности напрямую отражается на стоимости недвижимости. Согласно исследованиям, если вблизи есть парк, то надбавка к стоимости жилья может достигать 15%. Кроме того, подобные предложения более востребованы на рынке, что понимают и сами девелоперы. Поэтому все больше частных средств направляется на развитие общественных пространств, причем иногда и за пределами основного участка строительства. Например, концерт «КРОСТ» (российская инвестиционно-строительная компания) благоустроил Головинский канал вблизи своего ЖК «Невский» (застройщик ООО «АДМ»; проектную декларацию ЖК можно посмотреть на сайте. — Прим. редакции).

Кстати, вовлечение бизнеса в развитие общественных территорий — еще один мировой тренд, который также вписывается в концепцию устойчивого развития, поскольку он подразумевает вовлечение разных сторон в решение вопросов о городском развитии в целом. В России на данный момент этот подход только зарождается, однако в мире широко распространен. Например, существует механизм business improvement districts. Его суть заключается в том, что собственники коммерческих помещений (как правило, формата стрит-ритейла) платят дополнительный налог, который идет на поддержание и развитие их улицы. Основная задача — сделать пребывание посетителей максимально комфортным, при этом у улицы появляется определенный брендинг. Общую концепцию механизма можно сравнить с торговым центром, который находится в едином управлении. Маркетинг, дополнительные сервисы, удобство в эксплуатации для арендаторов и увеличение пешеходного трафика способствуют повышению арендных ставок в объектах.

Staronevsky Fashion District — модный квартал на Старо-Невском проспекте в Петербурге — пример подобного участия в развитии общественных пространств в российских реалиях. Бюджетирование происходит на добровольной основе со стороны представителей бизнеса, а собранные средства идут на организацию городских мероприятий и маркетинг территории.

Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.

Беседовала

Татьяна Рютина