Секс, соцсети, рок-н-ролл

Эксперты и представители лаборатории Young Old провели круглый стол на тему ценностей и жизненных ориентиров поколения «новых старших» — людей, которые продолжают следить за технологиями и трендами после 50 лет. Согласно последним исследованиям, иксы активно осваивают новые области знаний и онлайн-сервисы, но испытывают трудности с поиском друзей и спутников жизни. Plus-one.ru приводит основные тезисы и мнения, прозвучавшие на круглом столе.

«Мы видим колоссальный рост трафика от пользователей старше 50 лет. В апреле и мае 2020 года он оказался на 102,3% выше, чем годом ранее. Пандемия выступила драйвером, который привел в сеть старшее поколение», — рассказала собравшимся руководитель по устойчивому развитию «Билайн» Евгения Чистова. По ее словам, за последний год старшие клиенты мобильного оператора активно осваивали мессенджеры. Рост трафика в таких приложениях среди абонентов предпенсионного возраста составил 129%. Самыми популярными мессенджерами у этой возрастной группы стали WhatsApp и Viber. Также ее представители оценили возможность совершать видеозвонки — значительную популярность завоевали Skype и FaceTime.

Кроме того, в последний год старшие клиенты «Билайн» стали чаще пользоваться соцсетями: трафик в Facebook вырос на 32,4%, во «Вконтакте» — на 26,9%, в «Одноклассниках» — на 19,8%. В период пандемии иксы проявили повышенный интерес к онлайн-кинотеатрам (+34% трафика) и игровым приложениям (+15%). Представители «Ресурсного центра развития Социальных коммуникаций» озвучили результаты своего опроса, благодаря которому выяснилось, что 73% москвичей старшего возраста регулярно пользуются интернетом. Из них 81% ищет в сети актуальную информацию, около 60% слушают музыку и смотрят фильмы, почти 54% пользуются госуслугами.

Совместное исследование «Билайн» и лаборатории Young Old (c 2016 года занимается разработкой продуктов для старшего поколения) выявило трудности, которые люди старше 50 лет испытывают с поддержанием социальных связей и поиском новых друзей. По словам сооснователя лаборатории Татьяны Дроздовой, более 57% участников опроса заявили о том, что количество социальных взаимодействий в их жизни постоянно снижается, хотя для 81% респондентов наличие широкого круга общения — одна из главных ценностей. Наиболее острой проблемой для старшего поколения стал поиск романтического партнера — 82% опрошенных признались, что с возрастом спутника жизни найти все сложнее.

«Существующие сервисы знакомств не закрывают потребности значительного сегмента старшей аудитории. Люди за 50 сталкиваются с излишней сексуализированностью, буллингом и домогательствами», — сообщила Татьяна Дроздова. При этом, согласно данным Young Old, присутствие в жизни постоянного спутника — крайне важный фактор для людей старшего возраста. Эксперт отметила, что до нового года ее компания планирует запустить собственное приложение для знакомств, а весной сделать его бета-версию.

Декан Высшей школы маркетинга ВШЭ, профессор Татьяна Комиссарова оценила масштаб сегмента «новых старших». С 2014 года она проводит маркетинговые исследования российской аудитории старше 50 лет. «По моим оценкам, этот сегмент потребителей составляет 15-20% от общего числа россиян. Большинство из них живет в крупных и средних городах и обладает современной системой ценностей», — добавила эксперт.

Она считает, что в ближайшие годы россияне за 50 будут активно менять свои поведенческие модели, поскольку в обществе появились примеры, которым можно следовать. «У „новых старших“ возникло понимание того, что их роль в семье не та, что была раньше. Они имеют право на собственную жизнь, на собственные интересы», — пояснила Татьяна Комиссарова.

Мнением по поводу иксов поделилась автор блога «Возраст не срок годности» Алла Старостина. Бывшая бизнесвумен запустила просветительский проект после того, как в 50 лет передала свою компанию детям, стала больше общаться с ровесниками и вдруг поняла, что они часто комплексуют из-за возраста. «Например, многие женщины не уверены в том, что смогут найти пару: в общественном сознании долго доминировал стереотип, что мужчин не хватает», — рассказывает блогер. Через свой проект она транслирует идею о том, что возрастные изменения не являются недостатком. По мнению Аллы Старостиной, главное для человека — сохранять способность интегрироваться в современный мир. «Наше старшее поколение не во всем конкурентно действительности. [...] Нужно соответствовать трендам, принимать сигналы от мира и встраиваться в него. За цифру в паспорте тебя уважать не будут», — считает эксперт.

Заместитель директора «Ресурсного центра развития Социальных коммуникаций» Анна Скорик рассказала о выводе в сеть программы «Московское долголетие», которую ее команда развивает с 2018 года. Специалист сообщила, что исходной целью было создать площадки, которые люди могли бы посещать для занятий спортом и хобби. За время пандемии задача кардинально изменилась. «Стало необходимо удержать людей дома и создать тот же контент в онлайн-среде. Оказалось, что во многом старшее поколение готово к переходу в киберпространство», — заявила эксперт. Большинство участников программы смогло адаптироваться к виртуальным занятиям, а после снятия карантинных ограничений некоторые секции продолжили пользоваться популярностью в офлайне. В августе количество участников онлайн-занятий по гимнастике достигло 11,5 тыс., на занятия на свежем воздухе вышло более 9 тыс.

В заключение своей историей поделился 67-летний Михаил Панов — мировой рекордсмен по банджи-джампингу (прыжкам на веревке с моста). Спортсмен рассказал, что впервые начал заниматься экстримом в 63 года и благодаря новому увлечению переосмыслил жизнь и обзавелся молодыми друзьями. С помощью дейтинг-сайта он встретил спутницу жизни. «Моя цель — ломать стереотипы и показывать, что жизнь можно начинать в любом возрасте», — заявил представитель «новых старших».

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Георгий Кожевников