Урбанизация без вреда для человечества

Как современные технологии помогают решать проблемы городов

В городах проживает более половины мирового населения, и ожидается, что к 2050 году этот показатель приблизится к 70%. Число горожан будет активнее увеличиваться в азиатских и африканских государствах, включая Индию, Китай и Нигерию. При этом далеко не все страны смогут удовлетворить потребности растущего городского населения в жилье, транспорте, энергетических ресурсах, образовательных и медицинских услугах. Решить проблемы помогут современные технологии. Уже сейчас градостроители осваивают подземное пространство, используют большие данные для обеспечения безопасности жителей, создают инфраструктуру для экологичного транспорта.

По прогнозам Института мировых ресурсов, в период с 2018 по 2030 год площадь городов увеличится на 80%. Специалисты проанализировали состояние 499 населенных пунктов по всему миру и пришли к выводу, что быстрее всего городские агломерации разрастаются в странах с низким уровнем доходов и плохо развитой системой управления территориями. Стремительная урбанизация усугубляет проблему пространственного и экономического неравенства: в крупных городах формируется благоприятная экономическая среда, в то время как сельские поселения практически перестают развиваться. Более того, увеличение площади мегаполисов за счет пригородов ведет к разрушению сельскохозяйственных угодий и природных зон, утрате биоразнообразия.

Места хватит не всем

Тем не менее во многих городах не хватает пространства для возведения новых жилых объектов. Чтобы решить эту проблему, власти Великобритании начали выдавать разрешения на строительство недвижимости на территории «зеленого пояса» (англ. — Green Belt). Это зеленые зоны, окружающие города с целью ограничить их разрастание и сохранить самобытность сельской местности. Однако некоторые британцы сомневаются в эффективности новой инициативы. Они считают, что застройка природных территорий будет иметь негативные социальные и экологические последствия.

Другой подход для борьбы с жилищным кризисом используют в Гонконге, где цены на недвижимость считаются одними из самых высоких в мире. В 2018 году в городе-государстве запустили проект Lantau Vision Tomorrow, в рамках которого правительство планирует построить искусственный архипелаг. На островах общей площадью более 1 тыс. га можно будет разместить порядка 260 тыс. жилых объектов. Работы должны начаться в 2025 году, а первые жители заселят архипелаг уже в 2032-м. Но и этот проект столкнулся с критикой. Противники напоминают, что здания можно строить на территории пустующих промзон — это потребует меньших финансовых вложений и не нанесет серьезного ущерба природе, так как в водах вокруг Гонконга обитают находящиеся под угрозой исчезновения розовые дельфины.

Но городам, как считают эксперты, необязательно расти вширь. В том же Гонконге сейчас разрабатывают планы по освоению подземного пространства. Власти специального административного района намерены разместить под землей дата-центры, электростанции, предприятия по переработке отходов, спортивные и другие сооружения. В столице Финляндии Хельсинки уже эксплуатируется более 10 млн кв. м подземных территорий. Под поверхностью города находится художественный музей Amos Rex, водный центр Itäkeskus, трасса для картинга Formula Center Helsinki, а также парковки, магазины, спортивные площадки. Под улицами канадского Монреаля расположился целый подземный город (Underground City) с магазинами, сувенирными лавками, ресторанами, музеями, кинотеатрами, творческими пространствами.

Комплекс Desjardins — отправная точка по подземному городу Монреаля

Подземные сооружения помогут решить и проблему перегруженности дорог. Например, американская компания Boring Company, принадлежащая предпринимателю Илону Маску, занимается строительством скоростных тоннелей для автомобилей. Первый тоннель под калифорнийским городом Хоторном был открыт в 2018 году. Его длина составляет почти 2 км, строительство обошлось компании в $10 млн.

Социальное развитие городов

Усиление социального неравенства — еще одно негативное следствие урбанизации. Одной из стран, в которых существует большой разрыв между богатыми и бедными людьми, считается Южно-Африканская Республика. Государство имеет один из самых высоких показателей по количеству умышленных убийств в мире, но местные жители пытаются изменить ситуацию. Например, предприниматель Уоррен Майерс основал технологический стартап Aura, который призван защитить горожан от противоправных действий. Люди, которые попали в неприятную ситуацию, могут попросить о помощи нажатием одной кнопки в одноименном приложении. В течение короткого времени на вызов отреагируют представители вооруженных служб быстрого реагирования. Точное местоположение пострадавшего определяется с помощью системы GPS. Сейчас у Aura насчитывается около 70 тыс. клиентов, и ежедневно компания получает до 25 обращений. «Нам нужно объединить как можно больше различных технологий — видеонаблюдение, распознавание лиц, сбор данных, группы WhatsApp, чтобы лучше защитить южноафриканцев», — говорит Уоррен Майерс.

В странах Латинской Америки тоже запускают проекты, направленные на социальное развитие. Например, власти Медельина, второго по значимости города Колумбии, вот уже несколько лет пытаются навести порядок в трущобах: строят эскалаторы на крутых подъемах, обустраивают парки, открывают библиотеки и художественные галереи. В городе запустили проект Parceros (в пер. с исп. — «Приятели»), благодаря которому молодые люди могут получить образование, трудоустроиться или открыть бизнес.

В некоторых странах строятся целые инновационные кластеры, привлекающие владельцев высокотехнологичного бизнеса, исследователей, инвесторов. В России в 40 км от Казани находится город для IT-специалистов Иннополис, а в Кении недалеко от столицы Найроби строят технологический центр Konza Technopolis.

«Умным» городам — «умные» технологии

В Нидерландах развернули сеть велосипедных дорожек с подогревом

В других городах уделяют внимание развитию технологичного и экологичного транспорта. Например, в Нидерландах развернули сеть велосипедных дорожек с подогревом. В холодное время года на них не образуется наледь, благодаря чему велосипедисты могут перемещаться без риска для здоровья.

В Дубае создают инфраструктуру для автономных транспортных средств. Планируется, что уже в 2030 году беспилотники возьмут на себя более четверти всех перевозок, или около 5 млн поездок в день. Таким образом власти надеются повысить эффективность транспортного сектора и снизить его нагрузку на окружающую среду. В городе уже тестируют беспилотные пассажирские капсулы кубической формы, разработанные в американской компании NEXT Future Transportation. Капсула длиной 2,8 м и шириной 2,2 м весит 1,4 т. Она вмещает до 10 человек и перемещается на скорости до 20 км. Из-за низкой скорости такие устройства будет сложно интегрировать в городскую среду, но они хорошо подойдут, например, для перевозки студентов и преподавателей по территории университетского кампуса.

Однако несмотря на то, что города становятся «умнее» и эффективнее, многие люди страдают из-за слишком быстрых темпов жизни. С этим борются сторонники движения «медленные города» (Slow Cities), сформировавшегося в Италии в конце прошлого столетия. Сторонники идеи стремятся жить без спешки и разделяют принципы осознанного потребления. К организации Cittaslow уже присоединились более 260 городов, в том числе южнокорейский город Чонджу. Его жители посадили миллионы деревьев и внедрили зоны, свободные от автомобилей.

И все же, несмотря на все усилия по внедрению технологий и предотвращению угроз, далеко не все проблемы современных городов решены. Глава направления городского дизайна и планирования британского центра развития «умных» городов Future Cities Catapult Юэн Миллс видит решение в увеличении инвестиций в сбор данных и обучение градостроителей. «Специалисты по городскому проектированию, а не города должны стать умнее. Google знает о наших городах больше, чем отделы планирования», — говорит эксперт.

Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.

Автор

Евгения Чернышёва