С переходом в онлайн перед многими организациями встали новые технические задачи. НКО успешно разобрались с функционалом разных платформ для проведения вебинаров и курсов, но вопрос монетизации остался открытым.
Как быть тем НКО и социальным предпринимателям, для которых офлайн-мероприятия составляли фундамент выживания?
О монетизации онлайн-события и выборе платформ для платных курсов и вебинаров рассказал Алексей Сидоренко, руководитель «Теплицы социальных технологий».
Мероприятие можно представить в виде платной дороги. Есть варианты оплатить «проезд» на входе либо на выходе:
участники платят на входе. Без «билета» они не могут попасть на мероприятие;
участники платят на выходе. Представьте себе частный урок, который строится на доверии. Учитель провел урок — ученики заплатили. Также происходит и в случае онлайн-события.
Если вы проводите разовое мероприятие, то единственный возможный вариант — оплата на входе. Потому что в случае оплаты на выходе контроль над участниками ослаблен. Вы провели вебинар, в конце люди отключились и заставить их заплатить уже практически невозможно. Используйте системы, которые просто не пустят человека, если он не заплатил.
Для серии вебинаров или онлайн-курса схема такая же: слушатели должны оплачивать участие в самом начале. В случае оплаты на выходе люди могут отключиться. Если это курс, до конца его пройдут меньше половины слушателей. И даже те, кто прошел все уроки, могут не перевести вам деньги, если оплата будет по желанию.
Это создает целый набор проблем. Если вы хотите зарабатывать на контенте, нельзя оставлять весь выбор участникам. Так вы ставите себя в неопределенное и неустойчивое положение.
Для вебинаров основной инструмент организации и монетизации — Timepad. Многие некоммерческие организации уже им пользуются. Но раньше, как правило, Timepad был нужен НКО только для того, чтобы принимать регистрации и отправлять сообщения участникам.
Сейчас организации хотят получать деньги за онлайн-события. И Timepad подходит для этой задачи. Это российская организация, что важно для НКО и их бухгалтерии.
У Timepad есть три тарифа:
— партнерский. Эквайринг (процесс приема платежей) уже оплачивает сама платформа, он включен в комиссию. Чем больше денег вы собираете, тем ниже комиссия сервиса. Зависит комиссия и от способов оплаты. Если участники смогут заплатить за участие только картами, комиссия будет ниже.
— развлекательный. Timepad берет только свою комиссию, но вам придется самостоятельно оплатить комиссию эквайринговым системам.
— благотворительный. Разница с коммерческими тарифами небольшая, но комиссия платформы может получиться ниже, чем в тарифе «Партнерский».
Если вы пользуетесь профессиональной или бизнес версией Zoom для проведения вебинаров, можно с помощью сервиса Zapier привязать процесс оплаты через PayPal. Zapier — это платформа, которая позволяет получать данные из одного сервиса и передавать в другой. Например, у вас вышел пост в Facebook, и он автоматически добавляется в Google таблицу.
В случае онлайн-событий слушатели платят с помощью PayPal, а Zapier автоматически без вашего участия отправляет информацию в Zoom и добавляет оплатившего человека в вебинар. Вам не придется обрабатывать платежи и вручную добавлять участников.
У некоммерческих организаций есть возможность приобрести тарифы Zoom со скидкой в 50% с помощью программы TeploDigital.
Еще один формат онлайн-событий — курсы. В отличие от вебинаров, они состоят из нескольких элементов:
— видеоуроки. Лучше делать короткие, не более пяти минут, даже если у вас много модулей. Большие видео люди просто не смотрят;
— текстовые части. Слушатели просят делать их дополнительно к видео;
— тесты. Короткие промежуточные и большой финальный. Тесты нужны для того, чтобы у людей не было возможности поверхностно прослушать курс, не вдаваясь в содержание. Ответы должны быть скрыты в видео или текстах.
Тем, кто успешно прошел финальный тест, можно выдавать сертификат. Это удобная вещь, если вы делаете сложную мастерскую и вам надо удостовериться, что человек справится с программой. И при этом вы не хотите тратить много времени на контроль. Сделайте онлайн-курс с достаточно сложными вопросами. И скажите, что в мастерской смогут принять участие только те слушатели, у которых есть сертификат о прохождении курса.
Создать курс можно на платформе Udemy. Правда, тесты и сертификаты теперь доступны только в платной версии сервиса. Некоммерческим организациям также стоит учитывать, что деньги будут перечислять со счета Udemy и приходить из-за рубежа.
Тарифы платформы:
Instructor promotion. Платформа берет себе 3% комиссии, но продвижением курса вы занимаетесь самостоятельно;
Udemy Organic. Сервис забирает себе половину дохода, но занимается бесплатным продвижением курса;
Paid User Acquisition Channel Sales.
Ваша доля от дохода составит всего 25%, но Udemy будет заниматься платным продвижением и распространит информацию о курсе среди международных партнеров.
Два последних тарифа могут быть не столь интересны российским пользователям, потому что основная аудитория платформы, среди которой будет продвигаться курс, англоязычная.
Как только вы создали событие, вебинар или курс, нужно приступать к его продвижению. По сути, в этот момент начинается традиционный маркетинг.
Важно учитывать следующие вещи:
— каналы распространения;
— аудиторию;
— процент конверсии — процентное соотношение посетителей, которые купили билеты, к общему числу всех посетителей страницы вашего мероприятия;
Главный плюс онлайна: мероприятия легко масштабируемы. Если на офлайн-тренинг площадка позволяет вам пригласить, например, только 20 человек, онлайн-событие может собрать намного больше слушателей.
Если вы проводите разовое мероприятие, берите деньги со слушателей на входе. Для этого используйте инструмент Timepad. Если у вас серия контента, плата также перед началом курса. Продавать можно с помощью платформ Udemy и Stepik. Обращайте внимание на моменты, связанные с комиссией. Вебинар организовать значительно проще, но и эффект от курса может быть выше. Еще один формат мероприятий — стрим. Но гарантированной монетизации нет, пожертвования добровольные.