Эксперты ФАО — о решении мировых проблем с продовольствием
В Москве 17 февраля прошел Международный форум сотрудничества — 2020, где российские компании могли познакомиться с эффективными инструментами для достижения целей устойчивого развития (ЦУР). Одним из организаторов мероприятия выступила Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), которая активно работает над достижением ЦУР в агропромышленном комплексе (АПК). Экономист Регионального отделения ФАО для Европы и Центральной Азии Педро Ариас и исполняющий обязанности директора московского офиса ФАО Агаси Арутюнян рассказали Plus-one.ru, что такое ответственное инвестирование в АПК и какой вклад международная организация вносит в решение продовольственных проблем.
— На форуме много говорили о важности привлечения частного бизнеса к ответственному инвестированию в АПК. Что подразумевается под ответственными инвестициями и как можно привлечь к ним компании?
Педро Ариас: — Важно понимать, что на долю частного бизнеса приходится самый большой объем капиталовложений в развитие агропродовольственных систем. Ответственные инвестиции позволяют повысить уровень благосостояния работников сельского хозяйства и пищевой промышленности, способствуют искоренению нищеты и гендерного неравенства, ускоряют рост экономики, то есть создают все условия для устойчивого развития. Компании могут начать ответственно инвестировать либо под давлением регулятора, либо по собственной инициативе, добровольно. Второй способ, на мой взгляд, более предпочтителен. Руководители должны осознавать, что безответственное ведение бизнеса может привести к дефициту продовольствия. Это, в свою очередь, негативно скажется не только на населении планеты, но и на их доходах.
— По оценкам ФАО, ежегодно около 30% всех производимых в мире продуктов не доходит до стола потребителя. При этом 821 млн человек в мире голодают. Удастся ли мировому сообществу в конечном счете свести к нулю все пищевые отходы и накормить всех голодающих?
Педро Ариас: — Универсального решения этой проблемы не существует. По мере роста доходов люди предъявляют все более строгие требования к качеству и внешнему виду продуктов: приходя в супермаркет, мы уже не смотрим на яблоки «неидеальной» формы. Но, к сожалению, законы не позволяют нам отправлять эти «неидеальные» товары, пусть даже хорошего качества, тем, кто в них нуждается. А нуждаются, как правило, фермеры, которые и производят эти яблоки. Получается такой вот замкнутый круг. При этом очевидно, что в мире производится достаточно продуктов, чтобы обеспечить всех.
— По оценкам ФАО, ежегодно около 30% всех производимых в мире продуктов не доходит до стола потребителя. При этом 821 млн человек в мире голодают. Удастся ли мировому сообществу в конечном счете свести к нулю все пищевые отходы и накормить всех голодающих?
Агаси Арутюнян: — Продукты, которые не доходят до столов потребителей, — это либо пищевые отходы, либо продовольственные потери, которые происходят в цепочке «от поля до прилавка» из-за отсутствия инфраструктуры, транспорта, мест для хранения. И если Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) занимается пищевыми отходами, то ФАО специализируется на продовольственных потерях. На них, согласно нашему последнему корпоративному докладу, приходится 14% от всех потерь. Но мы надеемся, что индекс FLI (Food Loss Index) позволит нам к 2030 году получить более точные данные по странам, подписавшим ЦУР. По прогнозам ООН, к 2050 году в мире будет проживать около 9,7 млрд людей, и чтобы всех их накормить, необходимо увеличить объемы сельскохозяйственного производства на 60% по сравнению с 2012–2013 годами. Если же получится сократить количество продовольственных потерь и пищевых отходов, то объемы производства сельхозпродукции достаточно будет увеличить на 28%. Особенно остро проблема продовольственных потерь стоит в развивающихся странах. При этом на развитые страны приходится высокая доля пищевых отходов: в странах Европы и Северной Америки один житель выбрасывает 95–115 кг еды в год.
— Какие мероприятия проводит ФАО для решения продовольственных проблем?
Агаси Арутюнян: — Ведется работа с ритейлом: важно, чтобы на полках магазинов под конец дня не оставалось скоропортящихся продуктов. Кстати, когда в России приняли закон, запрещающий возврат непроданного хлеба, магазины начали оптимизировать заказы. Еще одна важнейшая сфера работы — это создание инфраструктуры. Ведь если нет нормальных дорог, фермер не сможет отправить свою продукцию и она попросту сгниет. ФАО также поддерживает продовольственные банки и различные фудшеринговые инициативы. В России, например, сейчас становится популярным приложение питерских разработчиков Eat Me. Совместно с ЮНЕП мы реализуем глобальную инициативу по сокращению продовольственных потерь и отходов Save Food. Она объединяет представителей власти, частного бизнеса, общественных организаций. В ее рамках проводятся различные исследования, организуются мероприятия, цель которых создать систему устойчивого производства, доставки и потребления. Не менее остро в развитых странах стоит вопрос о необходимости повышения качества питания и безопасности пищевой продукции. В этом помогает «Кодекс Алиментариус», разработанный ФАО совместно с ВОЗ. Документ представляет собой набор рекомендаций по вопросам маркировки продуктов, допустимому содержанию различных веществ и примесей.
— Как второй цели устойчивого развития («Ликвидация голода») может помочь обычный потребитель?
Педро Ариас: — Потребители — это драйверы производственного процесса, и многое в продовольственном секторе зависит от их пищевых привычек. В регионах, где никто не умирает от голода, основная проблема — это неправильное питание и болезни, которые с ним ассоциируются. ФАО, например, активно работает со школами: организует для школьников экскурсии на фермы, где они видят, как производятся продукты, а также разрабатывает методические рекомендации по питанию для учителей.
— Как второй цели устойчивого развития («Ликвидация голода») может помочь обычный потребитель?
Агаси Арутюнян: — Часть мероприятий ФАО направлены на повышение информированности населения: люди должны знать о проблеме и более разумно относиться к продуктам. Мы также стараемся сделать так, чтобы люди не отказывались покупать продукты, если их внешний вид отличается от «идеального». Боремся и с введением потребителей в заблуждение с помощью информации о сроках годности: они указывают только на то, сколько времени продукт будет обладать определенными вкусовыми свойствами, но это не значит, что по истечении даты его обязательно нужно выбрасывать.
Беседовала
Евгения Чернышёва