Европейский инфантицид и воспитание «новой русской породы» — как зарождалось и видоизменялось сиротство
Как развивался феномен сиротства, почему появились приюты, приемные семьи, социальные сироты и к чему все движется — рассказала Елена Щербакова, менеджер по коммуникациям фонда «Дети наши».
За последние сто лет существенно изменилось отношение к детям. Сегодня воспитание — это не только присмотр и уход, как было столетиями, но целая инфраструктура заботы и удовлетворения самых сложных потребностей ребенка.
Увеличились качество и продолжительность жизни, снизилась рождаемость, сказывается отсутствие глобальных катаклизмов, стремительно развивается психология.
Изменилось отношение не только к детям, растущим в любящих семьях, но и к тем, кто остался без попечения родителей.
За последние десятилетия в Европе и в последние годы в России происходят серьезнейшие изменения в отношении к сиротству. Детские дома во всем мире признаются неэффективными для воспитания детей, а устройство детей в приемные семьи уже не считается основным решением проблемы сиротства.
Сегодня все больше стран ориентируются на помощь именно родным семьям детей, которые оказались в детских домах или рискуют туда попасть. Специалисты по семейному устройству в один голос говорят, что если стране нужно здоровое общество, спасать надо не только детей, но и родителей.
Чтобы разобраться в эволюции отношения к детям, оставшимся без попечения, необходимо понять, как изменение общества в целом привело к такому подходу.
Сиротские приюты, находящиеся под контролем государства, начали появляться в Европе в XVII веке. Государство понимало, что население — это огромный ресурс, необходимый для процветания городских коммун. А из-за болезней, эпидемий и постоянных войн работоспособного населения не хватало. Например, 30-летняя война (с 1618-го по 1648 год) буквально опустошила Европу.
На фоне этого стала ощутимой проблема с беспризорниками. Дети, вообще, не были ценностью. В больших семьях было трудно прокормиться. В Европе процветал инфантицид (намеренное детоубийство младенцев матерью), малышей подбрасывали под двери больниц и церквей. Незавидной была и судьба внебрачных детей.
С появлением и развитием философии эпохи Просвещения появилась идея не просто спасать жизнь детей в приютах, а воспитывать там образцовых граждан и контролировать их воспитание в необходимом власти русле.
В этом плане интересен опыт России.
При императрице Екатерине II в Москве и Санкт-Петербурге появились Воспитательные дома для брошенных младенцев. Детей там не просто растили, но и обучали, мечтая создать из них достойных людей с правильными жизненными взглядами, чтобы преобразовать общество.
Однако, несмотря на крышу над головой и уход, смертность среди младенцев в Московском и Петербургском домах была крайне высокая: «из 40 669 младенцев, принятых в 1764-1797 годах, умерли 35 309». Предположительно это происходило из-за того, что дети попадали в Воспитательные дома тяжелобольными, но сейчас многие психологи и исследователи говорят о том, что дети умирали, в том числе из-за отсутствия постоянного взрослого и эмоциональной привязанности, столь необходимой с первого дня жизни.
Тем не менее руководители Императорского Воспитательного дома, вначале И. И. Бецкий, видный деятель русского Просвещения, личный секретарь Екатерины II, а потом и императрица Мария Федоровна, жена Павла I, лелеяли надежду изменить общество через воспитание. Поэтому подопечных заведений школьного возраста обучали математике, немецкому языку, латыни, акушерству и разным прикладным профессиям.
Однако педагогического чуда не произошло. Как писала Мария Федоровна в 1797 году: «Ученые, литераторы, художники, ремесленники, купцы и банкиры, которых Дом в своем уставе обещает государству, не явились до сих пор, хотя заведение существует уже 30 лет».
Таким образом, искусственно взрастить «новую породу» не получилось даже в специально созданных учреждениях с сильными покровителями. После смерти Марии Федоровны (в 1828 году) большинство классов были ликвидированы, а учреждение фактически упразднено.
После революции частная благотворительность оказалась под запретом, но приюты продолжали существовать. В Советской России стали открывать государственные детские дома.
ХХ век принес много войн, что привело к повышению ценности жизни, параллельно с этим активно развивалась психология, оформилось несколько психологических концепций, которые с разных сторон анализировали сущность человеческой психики и закономерности ее развития и функционирования, в том числе и важность детско-родительских отношений.
Постепенно все больше специалистов стали говорить о том, что детям жизненно необходимо индивидуальное внимание, личный контакт, что в семьях дети растут и развиваются лучше, а воспитание в коллективах приводит к серьезным психологическим проблемам в будущем.
В первой половине ХХ века английский психоаналитик Джон Боулби активно исследует роль семьи в жизни ребенка, влияние разлуки с матерью на детское развитие, взаимосвязь отсутствия материнской любви и психологических отклонений. Он первый, кто стал говорить о том, что для ребенка жизненно важна привязанность к постоянному взрослому.
В 1950-х американский психолог Гарри Харлоу, подробно изучающий теорию привязанности, проводит эксперимент «Природа любви», который доказывает, что ощущение тактильного контакта — ключ к формированию устойчивой психики.
Важнейшим событием стал в 1969 году выход документального фильма «Джон», снятого британскими психологами Джеймсом и Джойсом Робертсонами. Фильм рассказывает о том, как разлука с родителями влияет на ребенка.
18-месячный Джон попадает в коллективное учреждение. День за днем камера фиксирует изменения, которые происходят с ребенком. Зритель становится свидетелем того, как страдает мальчик, оставшийся без родителей, и видит все этапы переживания утраты: от протеста и поиска родных до апатии, отчужденности и потери интереса к внешнему миру.
Фильм «Джон» вызвал большой резонанс и повлек за собой фундаментальные изменения в системе ухода за детьми в Великобритании. В результате дома малютки были закрыты, а временная приемная (фостерная) семья стала официально признанной формой воспитания маленьких детей, когда нахождение их в родной семье невозможно.
Опыт Великобритании переняли другие страны. Государственные и общественные деятели в разных государствах Европы склонялись к тому, что детям необходимы индивидуальное внимание и постоянный взрослый. Вместе с повышением ценности жизни и развития ребенка появляются инструменты контроля за воспитанием детей. Все чаще встречаются ситуации, когда детей изымают из родных семей в связи с плохим уходом, недостаточным уровнем жизни родителей и другими социально-экономическими проблемами.
Однако опыт развития детей в разных ситуациях продолжают накапливать, анализировать и обобщать.
И вот постепенно на первый план психологического развития личности выходит не только индивидуальное внимание и проживание детей в малых группах, похожих на обычные семьи, но и важность эмоциональной привязанности для формирования личности.
Специалисты приходят к пониманию, что приемные родители — это лучшая альтернатива детскому дому в ситуации, когда ребенка нельзя оставить в родной семье. А если кровным родителям можно помочь, то необходимо это сделать. Приемные родители далеко не всегда могут заменить родных. Известны случаи, когда привязанность не формируется. А травма, с которой сталкиваются дети при разлуке с кровными родственниками, ведет к тяжелейшим последствиям в будущем.
В 1960-е в Западной Европе, в 1990-е — в Восточной и, наконец, в начале XXI века в России специалисты сферы защиты детства начинают смотреть на кровных родителей воспитанников детских домов. Оказывается, круглых сирот практически нет: у абсолютного большинства детей, оставшихся без попечения родителей, есть мама, папа или другие близкие родственники. Таких детей называют социальными сиротами. Например, сегодня в российских детских домах 80% социальных сирот.
Уровень жизни со времен первых приютов вырос, продолжительность жизни родителей увеличилась во много раз, внебрачные дети больше не клеймо. Причин, по которым в далеком XVII веке было так много сирот, сейчас нет.
Тем не менее в России дети продолжают жить и воспитываться в сиротских учреждениях. Сегодня в детские дома попадают дети, чьи родители испытывают комплекс проблем: психологических, экономических, социальных. Но, в отличие от эпохи Просвещения, сейчас большинству таких родителей можно помочь качественно изменить жизнь, чтобы дети остались в семье.
Сегодня в России одна из самых распространенных причин изъятия или добровольной отдачи детей в детские дома —— бедность, отсутствие работы, плохие жилищные условия.
С начала 2000-х, когда в России только начало развиваться волонтерство, по сей день большую роль в поддержке таких семей играют некоммерческие организации, которые могут оперативно реагировать и комплексно поддерживать семьи в трудной жизненной ситуации, чем не допускать попадания родного ребенка в детский дом.
Благотворительный фонд «Дети наши» в Смоленской области работает с семьями, где есть риск изъятия детей.
Команда фонда получает сигнал о семьях в беде от органов опеки. Социальные педагоги и психологи фонда выезжают к родителям, оценивают ситуацию в семье. Если угрозы для жизни и здоровья детей нет, сотрудники фонда вместе с родителями выстраивают маршрут выхода из кризиса. Иногда для этого достаточно помочь с ремонтом, иногда родителям необходимы общение с психологами, помощь в сопровождении по инстанциям или консультация юристов.
Вся работа фонда осуществляется на пожертвования частных лиц и компаний, одна из которых — крупнейшая платежная система Mastercard. Фонд «Дети наши» благодарит компанию Mastercard за финансовую поддержку проекта помощи семьям «Не разлей вода» на 2020 год.
Всего за полтора года работы проекта 87 детей уже смогли избежать детского дома и остаться с родителями. Более четырех десятков семей справились с жизненными трудностями!
Это точечная, но очень важная работа, которую необходимо масштабировать в размерах страны. Так получится снизить количество детей, живущих в детских домах и приемных семьях, до минимума, а значит, качественно изменить российское общество.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Елена Щербакова
Фотографии
предоставлены фондом «Дети наши»