Создатель основных транспортных сервисов «Яндекса» Дмитрий Крюков — о развитии и консервативности транспорта
Каждый раз, когда я думаю о новациях в транспорте — особенно в пассажирском транспорте, в котором я лучше разбираюсь, — у меня возникают смешанные чувства. С одной стороны, меня несколько смущает тот факт, что самолеты, поезда и даже автомобили не слишком-то изменились за последние лет шестьдесят. С другой стороны, что-то все-таки происходит. Давайте попробуем разобраться.
Революций я пока не вижу. Конечно, в отрасли должен быть активный маркетинг — и вообще, хайп. Это обязательно, иначе деньги вкладываться не будут. Но пока ситуация больше похожа на плато. Или, как говорил кто-то из героев Олега Куваева, «если месторождение пустое, вам приходится работать втрое больше, чтобы доказать, что оно именно пустое».
Многие серьезные улучшения связаны, скажем так, с «количественным» ростом. Например, в компактной Эстонии везде есть мобильный интернет. Это позволяет создавать крутые транспортные сервисы: покупать билеты с телефона в любой точке на что угодно; сдавать билеты, менять билеты, заказывать такси... Если бы вся территория России была покрыта интернетом так же хорошо, то у нас бы тоже все это было. Но сейчас отсутствие быстрых каналов связи сильно ограничивает развитие околотранспортных решений.
Или вот Китай, который со страшной скоростью строит высокоскоростные железные дороги. Когда в стране много высокоскоростных железных дорог — это очень хорошо, но желательно иметь пассажиропотоки, как в Китае. Иначе весь экономический смысл проекта окажется под большим вопросом.
Рост количества личных автомобилей привел к пониманию, что этот процесс в городах стоит ограничить. Из этой мысли, грубо говоря, выросли сервисы удобного вызова такси в пару кликов, каршеринг, выделенные полосы и еще ряд разных интересных вещей. В том числе менее очевидные надстройки, вроде интеллектуального управления транспортными потоками. К каким-то пунктам из этого списка тоже есть вопросы — к примеру, все больше и больше государств уже пытаются остановить повальную уберизацию всего, и в целом у них есть на то основания. Само приложение Uber уже запрещено в таких странах, как Германия и Бельгия; недавно к санкциям присоединилась Турция.
Параллельно развиваются два крупных проекта, в осуществимости которых, в той или иной степени, не сомневается почти никто. Это — переход на электричество и беспилотные транспортные средства. В обоих проектах огромное количество сложностей, но маховик запущен, и отрасль уже активно двигается в указанных направлениях. Не хочется выступать адвокатом дьявола, но при обсуждении этих тем мне всегда хочется напомнить, что заставить ездить качественные электрические/беспилотные автомобили в Сколково — довольно просто, а вот в Архангельской области или в Мумбаи — нет. Но если повезет, мы еще застанем какие-нибудь эпохальные рубежи в развитии подобных технологий.
Зато мне внушает некоторый оптимизм развитие «микротранспорта». Самокаты, электросамокаты, электровелосипеды, моноколеса, сап-доски, реактивные ранцы и т.д. — все это тихо, но уверенно распространяется, достаточно экологично и относительно недорого. 4 августа Фрэнки Запата пересек Ла-Манш за 22 минуты на самодельном ховерборде — и хоть это развлечение пока доступно далеко не всем, кто его знает, что будет дальше. Было бы странно с моей стороны всерьез делать такой прогноз, но я не стал бы исключать появления какого-то изобретения в этой отрасли, которое резко бы упростило передвижение отдельно взятого человека и оставило бы позади какие-то тяжеловесные и традиционные разработки. Много денег на такое я ставить поостерегся бы, но лотерейный билет можно и купить.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Дмитрий Крюков