Хотя Россия по-прежнему входит в первую десятку самых курящих стран мира, в последние годы число потребителей табака заметно снизилось, в том числе за счет перехода курящих на альтернативные продукты с никотином. Электронные сигареты — вейпы — продаются в России уже 10 лет, но первые попытки и идеи регулирования этого сегмента рынка не увенчались успехом. Законов о вейпинге в России пока нет, есть только акцизы, введенные в 2017 году. На круглом столе в Институте экономической политики им. Е.Т. Гайдара эксперты обсудили, какие правила и законы нужны, а какие — помешают отрасли развиваться.
Всемирная организация здравоохранения называет полный отказ населения от курения главной целью политики по снижению потребления табака. Но, несмотря на ограничения и высокие цены на сигареты, бросают курить далеко не все. Вместо безальтернативных запретов некоторые государства предлагают другой подход — риск-ориентированное регулирование. Оно предполагает, что для общественного здоровья полезнее, если курильщики, которые не могут бросить привычку, переключатся на продукцию со сниженным риском. И такая продукция, например электронные сигареты и системы нагревания табака, должна встречать меньше законодательных ограничений.
По словам Давида Заридзе, президента Противоракового общества России, электронные системы доставки никотина (ЭСДН) содержат на 95% меньше токсических и канцерогенных веществ и менее вредны, чем традиционные сигареты. Специалист представил несколько научных работ, доказывающих эту гипотезу. Он подчеркнул, что все имеющиеся на сегодняшний день данные — это результаты среднесрочных и краткосрочных исследований. Необходимы долгосрочные исследования, чтобы сделать точные выводы о влиянии вейпов на организм человека, сказал ученый. Однако альтернативная продукция уже сейчас может изменить ситуацию с курением в России, и значит, вводить адекватное регулирование нужно как можно скорее.
Налогообложение — акцизы и таможенные сборы — самый эффективный инструмент переключения курильщиков на альтернативы, уверен Делон Хьюман, глава организации Health Diplomats. Достаточно сделать ставки налогов на менее опасную для здоровья продукцию ниже — и у потребителей уже будет стимул предпочесть ее.
Новому рынку необходимо регулирование, считает Делон Хьюман, но регулирование не означает запреты или чрезмерные ограничения. Нужно обеспечить качество продукции через стандарты, продвигать нагреваемый табак и электронные сигареты только для курильщиков и содействовать исследованиям для разработки лучших и более безопасных продуктов.
По словам Донато Рапони, старшего советника Deloitte Tax Europe, всего 13 стран ЕС — то есть менее половины его членов — ввели акциз на электронные сигареты. В среднем он составляет от 4 до 14% от стоимости традиционных сигарет. С ростом налогов на эту категорию возрастает риск распространения нелегальной продукции. По данным Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара, в России, где акцизный налог на жидкости для электронных сигарет составляет 23% от их стоимости, в «серой» зоне работает более 70% рынка вейпинга. По словам Рапони, с подобной ситуацией столкнулись Италия и Португалия. Там из-за высоких акцизов легальные продажи вейпов упали и страны предпочли снизить налог.
«Нам нужны экономически обоснованные пошлины, которые стимулируют рынок, — прокомментировал заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по бюджету и налогам Сергей Катасонов. — Если продукция будет иметь слишком высокую налоговую нагрузку, это точно приведет к гибели рынка». По мнению эксперта, поскольку вейп-продукция представляет меньшие риски для здоровья, налоги на нее должны быть ниже, чем на традиционную табачную продукцию.
С тем, что система налогообложения табачной продукции не применима к производителям ЭСДН, согласна и Наталья Корниенко, заведующая лабораторией развития налоговой системы Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара. Этот рынок сильно сегментирован. Если сигареты и стики выпускают несколько крупных игроков, то электронные сигареты и жидкости производит множество компаний, импортирует — еще больше, и контролировать их практически невозможно. В прошлом году, по данным Института Гайдара, от жидкостей на э-сигареты Россия получила только 55,6 млн рублей налогов. Это значительно меньше, чем принесли в бюджет нагреваемый табак — 485 млн рублей и традиционные сигареты — более 500 млрд рублей.
Автор
Евгения Чернышева