Самоуправляемый транспорт не кажется далеким будущим: активные разработки в этой сфере ведут крупнейшие компании. Первые беспилотные машины уже курсируют в США и Китае. В России самоуправляемые автомобили такси-сервиса перевозят пассажиров в Иннополисе и Сколково. И хотя к «независимому» транспорту еще остается немало вопросов, международные консалтинговые бюро пророчат ему хорошие перспективы.
Один из родоначальников мирового автомобилестроения Генри Форд сказал: «Если мы не научимся лучше пользоваться машинами, у нас не останется времени для того, чтобы наслаждаться деревьями и птицами, цветами и лугами». Все идет к тому, что в ближайшие 10–15 лет управление транспортом может полностью лечь на плечи искусственного интеллекта, а водители получат пассажирскую привилегию любоваться природой из окна.
Сегодня модели беспилотного транспорта разрабатывают не только глобальные автомобильные компании — Audi, Ford, Honda, но и такие технологические гиганты, как Tesla, Apple, Huawei, Hyundai, Google. Среди мировых производителей автономных моделей транспорта — около 46 крупных имен.
Инвестиции в эту сферу ежегодно растут. Согласно исследованию компании Allied Market Research, глобальный рынок беспилотных автомобилей достигнет $557 млрд к 2026 году. Совокупный среднегодовой темп роста в период с 2019 по 2026 год составит 39,5%.
Так, в период с 2009 по 2015 год Google инвестировала в разработку автономного транспорта около $1,1 млрд. В начале октября Honda Motor Co Ltd объявила о том, что инвестирует $2,75 млрд в подразделение Cruise компании General Motors Co, которое занимается разработкой самоуправляемых автомобилей.
Amazon, DiDi, Mazda, Pizza Hut и Uber создали альянс, который совместно с Toyota работает над созданием концептуальных моделей автомобилей e-Palette — беспилотных шаттлов, которые можно будет использовать в логистических целях, в качестве такси или сервиса райдшеринга. Первые шаттлы e-Palette будут использоваться на летних Олимпийских играх в Токио в 2020 году.
Разрабатываемые модели делятся на пять уровней автономности. На первых трех уровнях машина может иметь систему круиз-контроля или автоматическую парковочную систему, но за управление и контроль ситуации на дороге несет ответственность человек. Когда говорят о самоуправляемом дорожном транспорте, чаще всего имеют в виду четвертый или пятый уровни. Согласно международной классификации в этих случаях вмешательство человека не требуется. Водителю остается только выбрать пункт назначения.
В России беспилотные автомобили последних уровней активно разрабатывает компания «Яндекс». По словам директора по развитию бизнеса беспилотных автомобилей «Яндекс.Такси» Артема Фокина, целью является создание технологии беспилотного вождения пятого уровня.
«Сейчас наш прототип умеет самостоятельно, без вмешательства водителя, передвигаться по заданному маршруту. Однако на данном этапе в машине всегда находится инженер для постоянного контроля над тем, как работает технология», — поясняет Фокин.
По прогнозам эксперта, первые беспилотные такси или автомобили каршеринга появятся в России в ближайшие два-три года. Сейчас беспилотник сервиса «Яндекс.Такси» уже доступен для поездок жителям Иннополиса в Татарстане и на территории Сколково.
Основная задача беспилотного транспорта — сократить количество дорожно-транспортных происшествий. Они чаще всего возникают по причине превышения скорости, вождения в нетрезвом виде, а также из-за того, что водитель устает или отвлекается, в том числе на смартфоны. Сейчас ДТП — одна из основных причин смерти и травмирования людей.
По подсчетам Всемирной организации здравоохранения, ежегодно во всем мире в результате ДТП погибают более 1,2 млн человек, 20–50 млн — получают травмы. В России в 2017 году в автоавариях пострадали более 215 тыс. человек, число погибших составило более 19 тыс. Как подсчитали эксперты международной консалтинговой компании McKinsey & Company, повсеместное внедрение самоуправляемых автомобилей позволит на 90% сократить количество ДТП на дорогах к середине века.
«Беспилотник значительно безопаснее обычного водителя за рулем. В будущем такие автомобили позволят радикально снизить количество происшествий на дорогах — алгоритм не устает, не отвлекается, не спешит и всегда соблюдает ПДД», — подчеркнул Фокин. «Учитывая, что количество „органов чувств“, или сенсоров, которыми оборудован самоуправляемый автомобиль, в разы больше, чем у среднестатистического водителя, ничего на дороге не может произойти внезапно для него», — добавил эксперт.
Тем не менее к отрасли автономного вождения остается немало вопросов, на которые требуются ответы. Среди них: разработка законодательного регулирования для самоуправляемого транспорта, страхование такого транспорта, адаптация камер и сенсоров к движению в зимних условиях и, в конце концов, готовность людей доверить свою безопасность искусственному интеллекту.
Согласно опросу компании Deloitte, проведенному среди 15 стран в текущем году, уровень скептицизма по отношению к безопасности таких машин в мире снизился в сравнении с прошлым годом, но в целом остается высоким. Так, в Японии 57% опрошенных считают, что беспилотные модели не являются полностью безопасными. В США скептицизм выразили 47% респондентов. В Германии — 45%. Самый низкий уровень недоверия наблюдается среди жителей Китая — 26%, Бразилии — 25% и Мексики — 22%.
Автор
Татьяна Кондратенко