Горожан сориентируют на совместное потребление

Во всем мире развиваются инициативы, позволяющие сделать жизнь удобнее и экологичнее

В мире набирает популярность новая социально-экономическая модель — экономика совместного потребления (от англ. sharing economy). Основной принцип альтернативной формы хозяйственной деятельности общества — коллективное использование товаров и услуг, или шеринг (от англ. sharing). Так, сторонники совместного потребления полагают, что лучше воспользоваться каршерингом (аренда автомобиля на небольшие промежутки времени, от англ. carsharing) нежели покупать личный автомобиль или подписаться на потоковый видеосервис Netflix вместо того, чтобы cкачивать фильмы. Коллективно использовать принадлежащие людям оборудование, квартиры, автомобили, навыки и время позволяют онлайн-платформы. Как показали опросы консалтинговой компании PwC, знакомые с концепцией людей уверены, что шеринг укрепляет общество (78%), делает жизнь более удобной (83%) и помогает снизить затраты (86%). Появившиеся у горожан возможности изучила корреспондент проекта +1 Варвара Селизарова.

Экономика совместного потребления

Благодаря шерингу легко зарабатывать: достаточно предоставить на время отсутствия квартиру туристам, сдать в аренду ненужные инструменты или обменять на новую одежду из переполненного шкафа. «Любой предприниматель, проведя инвентаризацию, поймет, что недоиспользует половину ресурсов, — обращает внимание эксперт Комитета гражданских инициатив в области экономики сотрудничества Вячеслав Бахмин. — А ведь он может скооперироваться с другой компанией и отдать в краткосрочную аренду простаивающую технику или пустующее помещение, что повысит его доходы». По данным PwC, к 2025 году пять крупнейших секторов сотрудничества — каршеринг, путешествия, краудфандинг, найм персонала и распространение видео и музыки — будут приносить до $335 млрд (рост с $15 млрд в 2015 году).

Концепция помогает также снизить нагрузку на окружающую среду. Исследование Всемирного экономического форума (ВЭФ) показало, что в 2016 году во время Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро (Бразилия), хозяева квартир, зарегистрированные на Airbnb (онлайн-площадка для размещения, поиска и краткосрочной аренды частного жилья), приняли число туристов, эквивалентное постояльцам 257 отелей. Благодаря шерингу город избежал строительства новых объектов. А значит было использовано меньше природных ресурсов и меньше парниковых газов попало в атмосферу.

Полезный город

По данным Shareable.net (некоммерческая организация собирает шеринговые инициативы со всего мира), городские проекты по совместному пользованию представлены почти в каждом регионе мира: от Северной Америки до Океании. В 2015 году в Амстердаме (Нидерланды) стартовал проект Amsterdam Sharing City. Его запустили после того, как консалтинговая компания shareNL установила, что 84% горожан готовы делиться ресурсами. В городе множество коворкингов (пространства, где любой желающий может арендовать рабочее место) и транспортных стартапов. Сервис Mobypark, например, соединяет людей в поисках стоянки для машины с владельцами парковочных мест. А благодаря ParkFlyRent путешественник может оставить автомобиль у аэропорта бесплатно, чтобы другие люди могли его арендовать.

Шеринг популярен в Сеуле (Южная Корея). Причем, в отличие от Амстердама, с инициативой выступили городские власти. «Они решили сделать экономику совместного использования базовой для развития города. В Сеуле у представителей администрации нет личных автомобилей или шоферов. Они пользуются кашерингом», — рассказал Вячеслав Бахмин. В Мельбурне (Австралия) подобные стартапы занимают центральное место в экономике и помогают решать социальные и экологические задачи. К примеру, предприниматели Bright Sparks чинят или переделывают в новые вещи ненужную электронную технику, уменьшая поток отходов на свалки. А проект 3000 Acres дает жителям возможность превратить неиспользуемые городские земли в сады и огороды.

Для удобства жителей и туристов шеринг-сервисы часто собираются на единых площадках. В Барселоне, например, на карте отмечены коворкинги, коллективные сады, потребительские, образовательные, жилищные и медицинские кооперативы, продовольственные банки и рынки, секонд-хенды, публичные библиотеки, сервисы по аренде велосипедов, автомобилей. Каждая категория обозначена отдельным маркером и включена в список в левой части экрана. Один из наиболее примечательных пунктов карты — «банки времени» — волонтерский проект, поддерживаемый правительством Барселоны с 1998 года. Инициатива предусматривает обмен временем, которое тратится на заботу о животных, растениях, больных детях, чтение книг пожилым людям, помощь с домашними заданиями или ремонтом.

Карта ответственного россиянина

Российские города на глобальной карте пока не присутствуют, но отдельные инициативы в стране существуют. Так, онлайн-навигацию по точкам раздельного сбора отходов создал проект Recyclemap, а платформа DISLIFE соединяет людей с особенностями здоровья, нуждающихся в помощи, с добровольцами (проект «Люди помогают»). Более широкий спектр городских проектов представлен на площадке «Полезный город», запущенной медиа-платформой +1 и агрегатором НКО и городских сообществ «И все за одного».

«Полезный город» стремится охватить всю полезную инфраструктуру. Помимо пунктов сбора отходов (батареек, пластиковых пакетов, электрических ламп, градусников, макулатуры, использованной бытовой техники), на карту наносятся волонтерские организации, поисковые отряды, пункты приема ненужной одежды, донорской крови, продуктов нуждающимся. На карте отображены магазины с товарами социальных предпринимателей, проекты помощи животным, социальные проекты по уборке мусора, озеленению территорий, бесплатные кружки, курсы, терминалы для совершения безопасных благотворительных платежей или места, куда можно зайти с детьми во время прогулки, чтобы передохнуть, попить воды или сменить подгузник.

«На карте обозначены ближайшие пункты, — рассказала руководитель проекта +1 Анастасия Попова. — Нам важно, чтобы люди становились ответственными, не прикладывая много сил и не тратя много времени. Я не буду сортировать мусор, если пункт сбора находится на другом конце города, куда я буду добираться половину выходного. Но если станция раздельного сбора находится в квартале от моего дома, я с удовольствием начну сортировать мусор и приучу к этому дочку».

Добавить проект на карту может любой активист, представитель бизнеса или некоммерческого сектора. Для этого нужно оставить информацию о себе или организации, контакты и описание проекта. Заявка обрабатывается в течение двух-трех дней. Пока на карту «Полезного города» нанесены 3,7 тыс. точек. Среди пионеров — сеть благотворительных магазинов Charity Shop, которые принимают одежду для нуждающихся, фонд «Старый Свет», предлагающий бесплатные консультации по проблемам зависимости, терминалы QIWI, через которые можно перечислить средства в пользу благотворительных фондов, телекоммуникационный оператор «Ростелеком», с прошлого года собирающий средства на лечение детей с буллезным эпидермолизом.

«Когда мы узнали о проекте „Полезный город“, мы сразу поняли, что должны принять в нем участие — это органичный и закономерный шаг в развитии сети наших терминалов, — рассказала руководитель благотворительных программ и социальных проектов Группы QIWI Юлия Гришина. — Теперь пользователи, мечтающие сделать доброе дело, могут узнать о возможностях помочь в их родном районе — будь то волонтерская помощь или раздельная переработка мусора».

Пользу сервиса отметила и руководитель направления «Сбор и переработка» в Charity Shop Юлия Процко.«Инфоподдержка для нас очень важна: чтобы нас посещали, а в наши контейнеры складывали вещи. Поэтому такой ресурс — отличная возможность рассказать о себе большему числу москвичей, привлечь людей к нашему проекту. И мы смотрим статистику, люди чаще пользуются нашими услугами благодаря «Полезному городу. О том, что это важная инициатива могу сказать и как горожанин. Я постоянно мониторю пункты приема вторсырья, ищу новые пункты, которые принимают больше материалов и находятся ближе к дому», — призналась Юлия Процко.

До конца 2019 года «Полезный город» нацелен охватить 189 городов. В планах организаторов нанести на карту не менее 250 точек полезных социальных сервисов в городах-миллионниках и как минимум 50 — в средних и малых городах.

Максимальная инклюзия

Согласно докладу ВЭФ 2017 года «Сотрудничество в городах: от совместного использования до экономики обмена» (Collaboration in Cities: From Sharing to ‘Sharing Economy’), шеринговые платформы часто критикуют за «эксклюзивность»: они не доступны людям, которые по разным причинам не пользуются смартфонами, компьютерами и интернетом, — пенсионерам, людям с особенностями здоровья и горожанам с низкими доходами.

Решение проблемы нашли в Амстердаме. В 2017 году власти связали шеринговые платформы с City Pass. Это проездная карточка, которую выдают бесплатно пожилым людям и бедным семьям. В городе также провели мероприятия, где познакомили горожан с шеринговыми проектами.

Иной выход предложил проект «Полезный город». Команда планирует промаркировать все социально ответственные пункты, магазины, офисы и общественные пространства в городах наклейками. «Это способ создать навигацию в среде для тех, кто web не friendly, — рассказала Анастасия Попова. — История с наклейками — вопрос договоренностей с муниципалитетами. Это процесс. Но мы не унываем. Мы предлагаем себя в качестве навигационного инструмента на Дни города, вступаем в дружеские отношения с властями и уже получаем от них разрешения».