Стартовый капитал: благотворительный секонд-хенд

Charity Shop работает с ненужной одеждой в Москве и регионах. Вещи, которые сознательные горожане отдают в магазин, продаются в благотворительных секонд-хендах или отправляются на переработку. Прибыль от продаж идет в благотворительный фонд «Второе дыхание», который помогает нуждающимся семьям в девяти регионах России. Кроме того, компания трудоустраивает молодых людей с инвалидностью и бездомных. О том, как заработать на благотворительности, +1 рассказала основательница проекта Дарья Алексеева.

Магазин Charity shop

1. Ниша бизнеса: благотворительность, работа с одеждой полного цикла, социальное предпринимательство.

2. Запуск проекта: октябрь 2014 года

3. Стартовый капитал: 600 тыс. рублей

4. Количество сотрудников на начало проекта: 1

5. Количество сотрудников сейчас: 52 человека

6. Оборот: 36 млн рублей в год, 2,5 млн рублей в месяц

7. Чистая прибыль: 10 млн рублей за 2017 год

8. Планы на год: выход в регионы (+6 городов), запуск собственной переработки одежды, открытие второй сортировочной станции в Костроме

Команда Charity shop

Дарья Алексеева: «Идея создания Charity Shop возникла у меня во время работы фандрайзером в некоммерческой организации (НКО), где моей задачей было искать деньги для программ фонда. Мы просили помощи у компаний, и перед началом года всегда было страшно — сможет ли донор поддержать нас снова? Тогда мне показалось хорошей идеей открыть небольшой благотворительный магазин, который будет приносить стабильный доход фонду. Думала, что проектом я буду заниматься на полставки. На деле все оказалось совсем не так.

Я нашла подходящее помещение, сделала ремонт, наняла первого сотрудника. Мы пропустили много важных деталей. В том числе, закупили только 30% оборудования, не решили вопросы с налоговой. На старте было принципиально важно только одно — убедиться, что мы отбиваем операционные расходы.

Магазин Charity shop

Когда ты наемный сотрудник — даже очень добросовестный — у тебя есть фиксированные рабочие часы и обязанности, можно сказать — ребята, это не моя зона ответственности, или схалтурить в надежде, что начальник не заметит. В собственном деле все, что ты сделал плохо, обязательно проявится — сразу или через полгода.

Поворотным стал момент, когда я почувствовала, что мы вышли из нашего подвала и стали популярным городским сервисом. Мы перестали быть районным секонд-хэндом. С нами сотрудничал Uber, торговые центра МЕГА и еще 354 компании. Мы создали новую систему работы с одеждой на любой стадии жизни. Еще несколько лет назад в Москве такой схемы просто не существовало.

Контейнер для сбора одежды

В прошлом году мы приняли от горожан около 200 тонн одежды — в основном через ящики, установленные по городу и в офисах крупных компаний. Половина этого объема — вещи, пригодные для повторного использования, они продаются или раздаются бесплатно в 40 НКО в 12 регионах страны. Еще половина — ветошь, которая становится регенерированным волокном: им можно набивать мебель или использовать в качестве строительного материала.

Люди сдают нам не только то, что носили сами, но и сувениры из магазинов приколов, белье для свиданий, самостоятельно сшитые карнавальные костюмы. Самый популярный вид вещей — старая одежда 1990-х годов с антресолей. Второй по популярности —дешевый масс-маркет, купленный в состоянии неконтролируемого ажиотажа на распродажах. Это предметы одежды известных брендов, но низкого качества, которые разваливаются после 3–4 носок. Для вещей в плохом состоянии мы открыли собственную программу переработки.

Подготовка вещей для переработки

Наши цели делают всю нашу работу интересной, смешной и трогательной. Например, всех умиляет, что бабушки из соседних домов приходят в наш магазин как в досуговый центр, называют наших продавцов «золотком» и рассказывают им про каждую кофточку, которую сдают. Многих людей интересует, как мы чистим энергетику одежды после их предыдущих хозяев — по их мнению, для этого можно прополоскать вещи в соли или подержать над огнем.

Раздача вещей в магазине Charity shop

В бизнесе всегда можно что-то улучшить, есть миллион деталей, пусть не приоритетных, но важных. Скажем, первые два года мы не думали о пакетах, в которых нам приносят одежду. Мы же одеждой занимаемся, а не упаковкой. Но сейчас мы отдаем пакеты на переработку в тротуарную плитку.

У меня перед глазами ежедневная статистика о растущих сборах — это значит, сервисом пользуются все активнее. Люди из социально незащищенных групп получают работу в проекте. То, что бездомный, живущий на улице, трудоустраивается и снимает общежитие благодаря Charity Shop — это подтверждение, что все не зря".

Подготовила

Елена Паленова