Руководителям следует учитывать возрастной фактор при управлении человеческими ресурсами
Пожилые сотрудники испытывают больше стресса, чем их молодые коллеги, когда работодатели не предоставляют им поддержку и ресурсы, необходимые для хорошей работы. Таковы выводы исследования, которое было опубликовано в журнале Vocational Behavior и является частью более масштабного проекта, направленного на улучшение здоровья, благополучия, безопасности, баланса между работой и личной жизнью.
Группа ученых, состоящая из Лале Ялдиз, доктора философии и кандидата наук в индустриально-организационной психологии, а также профессоров психологии Портлендского государственного университета Дональд Труксильо, Лесли Хаммер и Тодд Боднер — в течение года исследовала состояние 243 работников в сфере ЖКХ в возрасте от 24 до 64 лет. О работе исследовательской группы рассказывает Phys.org.
Исследование показало, что как молодые, так и зрелые работники имели более низкий уровень стресса, когда считали, что их уважают и справедливо относятся к работе, когда им предоставляли больше автономии на работе, а отношения с руководством были хорошими. Но в случаях, когда таких ресурсов не хватало, работники старшего возраста сообщили о значительно более высоких уровнях стресса год спустя, чем их младшие коллеги.
«Это то, что работодатели должны предоставлять всем сотрудникам, но может быть особенно важно для работников старшего возраста, — сказал Труксильо. — Никому не понравится политика компании, которая гласит: „Мы относимся к младшим так, а к старшим — иначе“. Но это показывает вам, что система управления человеческими ресурсами должна учитывать возраст сотрудников и их потребности».
По словам исследователя Лале Ялдиз, полученные результаты свидетельствуют о том, что старшие работники более чувствительны к автономии и психологическому климату на рабочем месте, чем молодые работники, потому что эти ресурсы позволяют им адаптироваться к психологическим и физиологическим изменениям, которые происходят с возрастом. Например, пожилые работники склонны уделять приоритетное внимание эмоциональным потребностям и больше заботятся о том, чтобы иметь социально значимые отношения и наставлять своих коллег, в то время как для молодых важнее приобретение навыков, необходимых им для продвижения в карьере.
«Когда рабочая сила становится все более неоднородной по возрасту и в то же время старше, важно понимать различия между молодыми и пожилыми работниками, чтобы помочь им более эффективно реализовывать свои карьерные потребности», — сказала Ялдиз.
Авторы подчеркивают важность сделанных ими выводов в связи с тем, что число работающих людей старше 55 лет продолжает расти. По оценкам Бюро трудовой статистики США, к 2020 году они будут составлять почти четверть всей рабочей силы в стране.
По данным Росстата за 2016 год, в России проживает 9,4 млн человек в возрасте от 60 до 64 лет, 7,2 млн — в возрасте от 65 до 69 лет, более 13 млн — в возрасте от 70 и более лет. По статистике, каждый второй сотрудник 45 лет и старше планирует работать как минимум до 65. Занятыми числятся 22,8% граждан 60-72 лет и 64% граждан 55-59 лет.