«Особый» дизайн одежды для «особенных» клиентов

16 и 17 октября молодые дизайнеры, программисты и разработчики мобильных приложений и веб-служб предприняли совместный «мозговой штурм» на тему создания инновационных fashion tech-сервисов для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Одежда Bezgraniz Couture

Мероприятие прошло в рамках совместного проекта НКО Bezgraniz Couture и компании SAP CIS по разработке инновационных FashionTech-сервисов для людей с инвалидностью с применением применением дизайн мышления, интернета вещей, дополненной реальности, искусственного интеллекта и предиктивной аналитики.

Партнерами выступили компания «Шеврон Нефтегаз Инк.» и фонд «Культура и дети». В хакатоне приняли участие эксперты из компаний Covestro и Ottobock, Британской Высшей Школы Дизайна, ЦМИТ «Проектные мастерские» и проекта «Dialogue in the Dark. Moscow».

В итоге 18 октября в рамках форума «Открытые инновации» в Сколково жюри было представлено сразу пять потенциальных проектов.

Дорогу молодым

Для участия в хакатоне организаторы собрали пять студенческих команд из лучших вузов страны. Но, несмотря на относительную неопытность участников, задача перед ними стояла самая серьезная: разработать для глобального рынка индустрии моды концепцию и прототип инновационного продукта для людей с ограничениями по здоровью. Одним из главных требований было однозначное «попадание» в целевую аудиторию.

«В данной ситуации молодость — совсем не порок, — уверена организатор хакатона и сооснователь Bezgraniz Couture Янина Урусова, — потому что у старшего поколения, при всем его опыте, нет подобных интуитивных навыков пользования технологиями и умения „вжиться“ в тему. Ведь то, что здесь происходит, — это дизайн-мышление. Неважно, молодой ты или старый, какой у тебя цвет кожи и какое у тебя образование, — чем больше разных бэкграундов, тем интереснее. Речь идет о погружении в проблему человека, и каждый может из своего опыта привнести что-то, из чего потом „родится“ одно-два-три интересных решения».

Сoоснователь Bezgraniz Couture Янина Урусова

«Когда вы делаете дизайн для „экстремального“ пользователя, у вас появляется гораздо больше функционала, — рассказывает Янина Урусова. — Это то, что называется human-centered design (антропоцентрический дизайн — прим. автора). С такими потенциальными покупателями — людьми с инвалидностью — возникнет гораздо больше интересных решений, потому что это очень сложная категория пользователей. К тому же, подобные товары им действительно нужны».

Такой актуальный fashion tech

В последние годы индустрия моды стремительно движется в направлении fashion tech. К классическим технологиям пошива одежды стремительно добавляются все новые: от 3D-печати до внедрения в ткани светодиодных нитей.

«С помощью материалов удается избежать множества проблем, — говорит Албена Васильева, руководитель направления коммуникаций и связей с общественностью в компании Covestro в России. — Современные искусственные ткани решают в первую очередь проблемы экологии, сохраняя жизни огромного числа животных и продлевая циклически жизнь самой вещи. К тому же они многофункциональны: бывают водонепроницаемыми, ветрозащитными и при этом дышащими. Еще они тянутся и не рвутся... В ткань уже сегодня можно добавлять светодиоды и подсвечивать одежду — благодаря проводимым волокнам. Недалек тот час, когда ткань можно будет подогревать. В спортивной одежде уже используются материалы, которые могут поддерживать мускулатуру и индивидуально формировать тело».

И если в течение последнего десятилетия покупатели привыкали к аксессуарам хай-тек — например, «умным» браслетам и говорящим часам, — то теперь и сама одежда все чаще рассматривается как девайс. Совсем недавно в продажу поступила первая «умная куртка», разработанная Google и Levi’s. Их проект «Jacquard» обещает перевернуть наши представления об одежде: куртка сшита из ткани со специальными нитями, проводящими сигнал. Поэтому она может отслеживать касания пользователя, выполняя те же функции, что и тачпад. На поверхность ткани можно нажимать, включая и выключая музыку, регулируя громкость звука в наушниках, спрашивая смартфон о направлении, в котором нужно двигаться, или для ответа на звонок. Стоит такая «умная куртка» 350 долларов.

Как подчеркивают дизайнеры, мода — явление социальное. Поэтому она не просто создает тренды, а откликается на то, к чему готово общество. Организаторы хакатона уверены, что сейчас пришло время поставить моду и IT-технологии на службу тем, кто в этом больше всего нуждается.

«То, о чем мы говорим, относится не только к одежде, но и ко всем устройствам, которые окружают человека с инвалидностью. Или с особенностями фигуры, или с возрастными изменениями, — отмечает куратор курса „Дизайн одежды“ в Британской высшей школе дизайна и сооснователь ЦМИТ „Проектные мастерские“ Владимир Тилинин. — Подобная аудитория весьма велика. Это не только те, кто потерял ногу или сидит в коляске. По сути, речь идет обо всех нас, просто на разных стадиях жизни. И чем глубже мы понимаем человека, тем лучше можем решать эти вопросы.

Инвалиды имеют потрясающий опыт. Они опережают нас во многих вещах, потому что живут совершенно в другом мире и по-иному с ним коммуницируют. Они гораздо ближе к пониманию пространства и архитектуры, потому что сталкиваются с неудобствами чаще, чем мы».

Инновации для тех, кому это нужно

Командам хакатона отвели на передовые разработки не два года, как инженерам Google, а всего два дня. Поэтому в центре внимания участников была оригинальная и практичная идея проекта, а не техническая проработка концепта.

«С одной стороны, мы отдаем себе отчет, что, в принципе, технологическую компоненту всегда можно из чего-то выстроить, была бы идея, — признается Юрий Куприянов, менеджер „Университетского Альянса SAP“ по России и странам СНГ. — Но с другой стороны, интересно услышать инновационные идеи именно от представителей того самого next generation, которое через 10-15 лет станет основным потребителем подобных инновационных товаров».

Эксперт команды Университета ИТМО Роман Белов и кураторы Британской высшей школы дизайна Анна Черных и Владимир Тилинин

Мероприятие посетили гости с различными ограничениями по здоровью, на чьи запросы и пытались ответить команды.

«У нас была идея сделать обувь, которую я сам смог бы надевать и снимать, — рассказывает эксперт команды-победителя, студент университета ИТМО Роман Белов. — Уже на хакатоне задумка преобразилась в огромный проект, который затрагивает большое число людей, и у которого есть перспектива развития в концепцию одежды, не требующей ни энергетических, ни временных затрат при ее использовании».

Легко надевающийся ботинок и согревающее белье

Команда университета ИТМО предложила жюри концепцию одежды и обуви, которые легко надевать, и которые к тому же позволяютконтролировать температуру тела. Это актуально в первую очередь для людей со спинальными травмами, которые не чувствуют нижних конечностей, из-за чего могут легко перегреться или получить обморожение.

Создание «ботинка нового поколения»
Участники хакатона работают над проектом «умного ботинка»
Команда Университета ИТМО представляет прототип «умного ботинка»

На суд жюри разработчики представили прототип «умного» ботинка, напечатанного на 3D-принтере. Его передняя часть по голосовой команде сдвигается вперед, позволяя владельцу легко опустить в него ногу. Стелька нагревается, получая команду с внешних датчиков температуры, а дизайн, благодаря сменным модулям, подстраивается под костюм владельца. Приблизительную стоимость комплекта такой самонадевающейся обуви создатели оценили в 15 тысяч рублей.

Другая команда, в центре внимания которой также были люди на колясках, разработала Legsuit — инновационный аналог термобелья. Если привычные нам согревающие брюки используют тепло, выработанное человеческим телом, то Legsuit сшит из ткани с проводящими волокнами и встроенными датчиками температуры. А значит, он подходит людям с нарушениями терморегуляции. Как рассказал жюри главный технический специалист команды, студент МГТУ им. Баумана Максим Ульянов, на поясе Legsuit крепится контроллер, который анализирует данные с датчиков и дает команду на обогрев.

«Продукта как такового пока нет, — пояснил он после выступления. — Для этого нужно высокотехнологичное сырье. Но мы смогли доказать, что решение вполне реализуемо, и его реально воплотить в ближайшие месяцы. Такие вопросы, как помощь людям с ограничениями по здоровью, редко поднимаются в других условиях, — говорит Максим. — Подобные хакатоны имеют социальную направленность, а не сугубо коммерческую. То есть, во главу угла ставится решение проблемы, а уже потом его пытаются поставить на коммерческую основу. Тогда как обычно все происходит наоборот: ищется некая золотая жила, которую адаптируют под потребности; а может быть, даже создают эту потребность».

Команда Gen.net презентует костюм Legsuit. Эксперт Дженнет Базарова

Самым сложным аспектом работы Максиму показалось соединение высоких технологий и фэшн-индустрии; сам он с модой сталкивается впервые. Конечно, задачу облегчило то, что в его команде были девушки из Британской высшей школы дизайна. Работа «на стыке двух вселенных» оказалась продуктивной и интересной, полезной и увлекательной.

Продолжение следует.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Екатерина Яснопольская