В чем разница между экологическим образованием и образованием в области устойчивого развития, как университетам внедрять «зеленые» знания, и почему Россия практически не участвует в международных переговорах по этой проблематике? На эти вопросы в интервью +1 отвечает эксперт Программы развития ООН (ПРООН), директор Института стратегии устойчивого развития Ирина Шмелева
— Чем сегодня занимается Институт стратегии устойчивого развития (ИСУР), и какое место в его деятельности принадлежит экологическому образованию?
Основная миссия института — объединение усилий экспертного сообщества Санкт-Петербурга и северо-запада в продвижении идей и целей нового, устойчивого междисциплинарного мышления, международного сотрудничества и взаимопонимания. И, конечно, просвещение граждан в этой сфере, особенно молодежи.
Образование в области устойчивого развития играет ведущую роль в нашей деятельности еще и потому, что моя вторая жизнь связана с преподаванием в Институте дизайна и урбанистики Университета ИТМО. Я читаю студентам магистратуры курс по устойчивому развитию городов — его слушатели всегда приглашаются к участию в проектах АНО ИСУР.
Важно отметить, что в российском дискурсе происходит подмена понятий. Очень часто образование для устойчивого развития называется экологическим образованием, либо сжимается до его рамок. Отметаются экономический и социальный аспекты устойчивого развития.
Деятельность института в большей степени концентрируется на идее взаимосвязи и взаимозависимости, этого триединства экологических, экономических и социальных аспектов, продвижения ЦУР и системного видения проблем.
Первый проект нашего института «Социальные науки и практика для устойчивого развития» стартовал в 2014 году. Среди приглашенных экспертов были специалисты в области экологической и «зеленой» экономики, антропологии и социологии, политологии, психологии, городских исследований, системного анализа и в том числе экологии.
— Какие темы рассматриваются в рамках УР и экологии — в чем именно заключается разница?
Образование в области устойчивого развития предполагает системное видение проблем взаимодействия человека с окружающей средой на всех уровнях — локальном, региональном и глобальном. В этом случае затрагиваются не только экологические аспекты, но также социальные и экономические, заложенные в основу концепции, в том числе культурные, институциональные и управленческие. Принятые в 2015 году ЦУР и разработанные их рамках задачи и индикаторы затрагивают все перечисленные аспекты.
В принципах образования для устойчивого развития ЮНЕСКО отмечены непрерывность образования, образование для всех, образование на протяжении всей жизни, предоставление знаний, необходимых для осуществления жизнедеятельности в гармонии с окружающей средой и ответственного отношения к последствиям своей деятельности и поведения, выработка навыков соучастия в жизни общества, а также активной жизненной позиции по отношению к тому, что происходит в твоем доме, городе, регионе, стране и на планете в целом.
Сужение вопросов образования и просвещения в области устойчивого развития до одного из аспектов наносит непоправимый урон.
— Стал ли прошедший в 2017-ом Год экологии толчком к развитию экообразования и образования в области устойчивого развития в России?
Что касается Года экологии, выбор такого узкого термина принизил важность других аспектов устойчивого развития и продвижения ЦУР в России. Хотя, безусловно, прошло множество успешных тематических мероприятий.
Тем не менее я не вполне разделяю идею, что тематический год — экологии, культуры или чего бы ни было — может продвинуть решение серьезной проблемы. Здесь нужны системное видение, долгосрочные оценки и каждодневная работа.
— 20 декабря 2002 года Генассамблея ООН приняла решение о проведении с 1 января 2005 года «Десятилетия образования в области устойчивого развития». Следующим этапом стала принятая в 2013 году на 37-ой сессии генеральной конференции ЮНЕСКО «Глобальная программа действий по образованию в интересах устойчивого развития». Какой отклик получили эти инициативы в России?
После конференции в Нагое в 2014 году была опубликована карта всех образовательных центров, которые появились в мире по итогам десятилетия образования для устойчивого развития ЮНЕСКО. Пространство России на ней — чистое, но представлено огромное число больших и маленьких точек по всему миру. Это очень яркий и показательный пример.
В конце 2016 года я участвовала в региональной конференции ЮНЕСКО по образованию для устойчивого развития и городам и была единственным участником от России. В 2017 году в Германии на Саммите по устойчивому развитию, посвященном университетскому образованию в этой сфере, была идентичная ситуация.
Многие университеты мира сейчас развивают Центры устойчивого развития и продвигают соответствующие образовательные программы. А у нас таких центров пока нет. Программы в отдельных предметных областях существуют, но целенаправленная систематическая работа не ведется. Многие города мира вступили в Ассоциацию обучающихся городов, продвигающих цели устойчивого развития. У нас пока этой инициативы, увы, нет.
В области российского школьного образования примерно та же ситуация. Есть лишь отдельные программы и группы энтузиастов.
— Можно ли сказать, что как минимум на уровне российских университетов все же происходит определенный сдвиг, пример чему — с каждым годом набирающий популярность фестиваль «ВузЭкоФест»?
Отдельные успехи и инициативы есть. Молодое поколение хочет жить в комфортной среде и осознает ответственность за окружающую среду. Необходимо всячески приветствовать студенческие инициативы по продвижению экологически ответственного образа жизни — например, раздельный сбор отходов на факультетах.
С целью популяризации этих идей наш институт в рамках недели Германии в Санкт-Петербурге в прошлом году провел большую международную конференцию по теме устойчивого, «зеленого» развития университетских кампусов и международный тренинг в Университете ИТМО, посвященный этим же темам.
Но, как я уже сказала, этого недостаточно. Необходимо создание Университетских центров по устойчивому развитию, которые будут поддерживать и образовательные программы, и проекты и инициативы студентов, как это сделано во многих университетах Германии, Канады, США, Китая, Израиля.
Беседовала
Татьяна Кондратенко