13 декабря были подведены итоги совместной работы Форума Доноров, международной компании PwC и газеты «Ведомости» — завершен годовой проект «Лидеры корпоративной благотворительности 2017».
Эксперты подготовили исследование трендов корпоративной благотворительности 2017 года, изучив деятельность 52 российских компаний. Превалирующая отраслевая принадлежность — металлургические, нефтехимические, горнодобывающие предприятия. 46 из них раскрыли данные о тратах на благотворительные программы — общая сумма составила43,8 млрд рублей, против 20 млрд в 2016 году.
Абсолютное большинство компаний (94%) указали целеполаганием своей деятельности стремление решать социальные проблемы. Вторая по популярности цель (58%) — повышение устойчивости бизнеса.
Благополучатели для большинства организаций — дети (87%). Далее идут молодежь и учащиеся (по 71%). Три главных направления социальных программ: образование (79%), местные сообщества (65%) и социальная защита (67%). Пустующие ниши — защита прав человека, как направление (0%), заключенные и правонарушители, как благополучатели (также по 0%).
Для 98% компаний главной формой корпоративной благотворительности стала собственная программа и для 90% — партнерские программы.
Лидерами рейтинга ТОП-10 «Лидеров корпоративной ответственности» стали: «Северсталь», «Металлоинвест», ОК РУСАЛ, ПАО «Система», Ростелеком, «Газпром Нефть», JTI, «Филип Моррис Интернэшнл», МТС, «Норильский никель». К победе тройку лидеров привели следующие показатели.
«Северсталь» реализует программы, направленные на позитивные перемены в регионах. У компании три корпоративных фонда: «Дорога к дому» (профилактика сиротства), фонд поддержки пенсионеров в Череповце, Фонд имени И.А.Милютина (помощь социально незащищенным слоям общества). Кроме того, организация придумала Агентство городского развития Череповца — проект, который стал первой ролевой моделью диверсификации экономики в моногородах. Агентство создало более 5000 малых и средних предприятий, 10 000 новых рабочих мест, и 8000 сохранило. Образец проекта перенял «Норникель» и создал Агентство развития города Норильск.
«Металлоинвест» направил активность на повышение качества жизни на территории присутствия. Ключевые программы: грантовый конкурс «Сделаем вместе!», «Школа начинающего предпринимателя» в Новотроицке, проекты «Женское здоровье» и «Здоровый ребенок», помощь тяжелобольным детям. Также компания вступает в партнерства с федеральными фондами и с 2016 года занимается повышением профессионального уровня местных НКО.
ОК РУСАЛ развивает производственную деятельность, предпринимательство, волонтерство и популяризует инженерные профессии. Среди программ компании: «Территория РУСАЛа» (в 9 регионах), «Социальное предпринимательство», «Формула будущего», направленная для популяризацию научных знаний, а также программа развития волонтерства «Помогать просто» (7 регионов). За 2017 год при поддержке ОК РУСАЛ прошло 5000 социальных акций для 100 000 благополучателей.
Награждению победителей конкурса «Лидеры корпоративного волонтерства-2017» предшествовала дискуссия «Цели устойчивого развития и стратегия компании» с участием экспертов области. Они рассказали о том, что нужно делать бизнесу, чтобы ответить вызовам завтрашнего дня.
1. Видеть тренды. Глобальную повестку задают Цели устойчивого развития ООН, которые в адаптированном виде разделяются и принимаются российским бизнесом. Он руководствуется моральными принципами и осознанием необходимости действия в этом направлении для сохранения конкурентоспособности.
«Из 17 целей устойчивого развития отдельная цель „права человека“ не выделена, но как, говорят и представители государств, подписавшиеся под глобальной повесткой дня, и участники, — права человека буквально во всем, в каждой цели. Нельзя достичь ни одной из них без внимания к уважению и продвижению прав человека»
Наталья Гончар начальник отдела социальной деятельности «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.»
2. Готовиться и действовать. По словам участников дискуссии, подготовительный этап завершается. Компании последние два года во многом анализировали свои показатели, цели и готовность к изменениям. Уже в следующем году необходимо будет приступить к проработке стратегии и к конкретным шагам в достижении целей устойчивого развития.
«Важно, что не только лидеры, но и другие компании осознали ценность целей устойчивого развития и показателей. Нет больших и маленьких. В равной степени все компании могут внести свой вклад в достижение этих целей и получить свои бенефиты»
Ольга Башкирова, генеральный директор благотворительного фонда «РЕНОВА»
3. Рассказывать. Большую роль нужно и придется отводить PR-компании, освещению деятельности в СМИ, в соцсетях, подготовке отчетов и описанию практик. Ограничивает развитие бизнеса незнание, что движение в сторону устойчивого развития уже идет. Этот информационный вакуум могут заполнить сами компании. Заявить о себе бизнес может не только через СМИ, но и на конкурсах, на конференциях, через участие в благотворительных премиях и акциях.
Автор
Елена Матвеева