Александр Щеряков — о том, как меняются сами жители в ответ на городские инициативы
Городские события — фестивали, велопробеги, общественные дискуссии — не только трансформируют облик города, но и «провоцируют» его жителей на гораздо большую социальную активность, уверен генеральный продюсер Всемирного фестиваля уличного кино и спикер конференции «+1» «Управление изменениями. Общество» Александр Щеряков: «Городские события традиционно воспринимаются властью и бизнесом как „бесполезная движуха“, не приносящая практической отдачи. Вместе с тем, будучи правильно организованными, они могут и должны становиться основным катализатором преобразования городской среды, проявления городской идентичности», — говорит продюсер. А параллельно с изменением городской среды происходит становление грамотного территориального брендинга, а также «запускается» процесс жителей из «социальных пассажиров» в активных горожан.
Прошлым летом в разных городах России прошли мероприятия IV Всемирного фестиваля уличного кино. Этот ежегодный зрительский смотр короткометражных фильмов проводится на открытых площадках по всему миру с 2014 года. Зрителям доступен бесплатный просмотр лучших лент из числа отобранных жюри. Проект «отечественный»: зародился он во Владивостоке и к сегодняшнему дню разросся до показов уже в более чем 190 населенных пунктах РФ.
Трансформация города станет наиболее успешной, если применить одну из стратегий, способствующих его эволюции, — к такому выводу пришли исследователи из некоммерческой организации Institute For The Future (США). А именно:
стратегия соучастия. В качестве примера такой модели институт «Стрелка» приводит платформу электронных референдумов «Активный гражданин», позволяющую в онлайн-формате участвовать в городском благоустройстве, высказывая свое мнение по разным вопросам. В благодарность за отклик голосующие время от времени получают поощрительные призы, в том числе билеты в театры, кино, на выставки (то есть, дополнительную возможность культурного просвещения). Это также стратегия доступности, то есть появление общественных пространств на открытом воздухе, к которым относятся и площадки Всемирного фестиваля уличного кино.
Стратегия воображения — программы по генерации новых идей и их презентации в общественных пространствах. К ним относится, например, проводимая в Москве программа «Лето на „Стрелке“».
Стратегия адаптивности подразумевает создание пространств, где жители смогут огласить свою гражданскую позицию, а стратегия равенства — организация площадок, работающих над проблемами, соответственно, неравенства.
Опора на эти «четыре колеса» способна привести к тому, что через несколько десятилетий именно города станут драйвером к самому крупному и стремительному в истории переосмыслению техногенной среды.
Архитектор Григорий Ревзин считает, что в России на 2017 год наблюдается «промежуточный период оформления общественных пространств». Проявляется он в появлении новых общественных пространств не только в крупных, но и в малых населенных пунктах, даже в моногородах. Однако некоторые из них не продуманы должным образом и не вполне выполняют возложенные на них функцияи. «Взять те же „расширенные“ детские площадки с wi-fi в Кемерове: это странная, гибридная форма, потому что россияне возрастом от трех до пяти лет редко пользуются интернетом, им совершенно это не нужно. Wi-fi необходим в других местах, где сможет собираться молодежь и почувствовать городское пространство „своим“», — отмечает эксперт. По его мнению, такие пространства пока остаются «местом неопределенных функций».
На сайте мэрии Москвы общественными пространствами называют более 3900 федеральных, городских, общественных и частных организаций культуры различной направленности, в том числе коммерческие и общественные студии. Что отличается от трактовки исследователей, которые подразумевают под этим термином практически любые площадки, где граждане могут находиться бесплатно. На сайте Архсовета Москвы общественными пространствами называют также территории жилых комплексов.
Однако урбанисты, например, из того же проекта «Моногорода.рф» полагают: общественные пространства — это «все, что не находится в частной собственности. То есть, ими способны стать любые улицы, площади дворы, бульвары, парки, скверы. Однако площади или улице недостаточно просто быть, чтобы считаться общественным пространством». Территория должна привносить в жизнь людей некий дополнительный смысл, развлекать, образовывать... Эти «механизмы воздействия на социум» России, в отличие от более опытной в этом отношении Европы, только предстоит освоить, причем скорее всего исключительно на практике.
Автор
Екатерина Селиванова