Исследователи из Южно-Калифорнийского университета предполагают, что высокие дозы вредных взвешенных частиц в воздухе характерны для подземок по всему миру
Высокие уровни частиц переходных металлов, в т.ч. шестивалентного хрома, обнаружили в воздухе вагонов поездов, которые ходят по красной ветке метрополитена в Лос-Анджелесе. Частицы могут попадать в легкие и кровеносные системы и провоцировать раковые, сердечно-сосудистые и заболевания дыхательных путей. Ситуация может быть характерна для подземного транспорта по всему миру. О выводах ученых Южно-Калифорнийского университета (University of Southern California, USC), опубликованных в журнале Aerosol and Air Quality Research, сообщает издание Phys.org.
Профессор гражданского и экологического инженерного дела в школе Витерби (Viterbi School of Engineering) при Южно-Калифорнийском университете Константинос Сиутас (Constantinos Sioutas) вместе с тремя докторантами Кристофером Ловеттом (Christopher Lovett), Фаримой Ширмохаммади (Farimah Shirmohammadi) и Мохаммадом Соулатом (Mohammad Sowlat) измерили уровни взвешенных частиц на пяти популярных маршрутах в Лос-Анжелесе. Через государственную автостраду I-710 проходят коммерческие грузовики, которые работают на дизельном топливе, на I-110 разрешены только частные транспортные средства, на бульварах Уилшир и Сансет грузовые машины появляются редко, красная ветка лос-анджелеского метрополитена проходит под землей, а золотая — расположена на поверхности.
Команда проверяла качество воздуха с помощью устройств, снабженных датчиками частиц. На шоссе измерения проводили внутри автомобилей с нулевыми выбросами, на железнодорожных путях — внутри вагонов, а также на платформах. По данным исследователей, пассажир проводит четверть времени на платформах и 75% — в поезде.
Образцы далее собирали на фильтры с тефлоновыми или кварцевыми микроволокнами и проверяли на содержание полициклических ароматических углеводородов (PAHs, продукт неполного сгорания органических соединений) и металлов. Риск развития заболеваний рассчитывался для людей, которые проводят на указанных дорогах час в день, пять дней в неделю, 50 недель в год и для тех, кто работает на маршрутах 30 лет.
По словам руководителя исследования, ученые планировали доказать, что находится на автострадах вредно, и автомобили лучше сменить на метро и легкорельсовый транспорт. «Мы доказали целесообразность последнего, но полностью ошиблись по поводу метро», — отметил Сиутас.
Хотя ученые и на шоссе зафиксировали высокие уровни полициклических ароматических углеводородов, индивидуальный пожизненный риск (Excess Lifetime Cancer Risk, вероятность наступления негативных последствий для здоровья на конкретной территории) на красной ветке метрополитена в 10 раз превысил нормы, установленные правительством США, Всемирной организаций здравоохранения (World Health Organization, WHO) и Агентством по охране окружающей среды США (EPA). Как объясняют ученые, в результате трения и износа частицы металла отделяются и скапливаются в воздухе из-за плохой вентиляции в метро. Самой безопасной оказалась наземная ветка рельсового транспорта (Золотая). Ученые зафиксировали там самые низкие уровни как хрома, так и полициклических ароматических углеводородов.
По словам исследователей, красная ветка — самая популярная из шести линий метрополитена Лос-Анджелеса: она принимает 40% годового потока. «Важно, не создавая паники, донести до руководства метрополитена, что уровни хрома и других вредных металлов намного превышают нормы, рекомендованные EPA и другим регулирующим органом», — считает Сиутас.
Согласно недавнему докладу, опубликованном в медицинском журнале Lancet, в 2015 г. из-за загрязненного воздуха умерли 6,5 млн человек. Твердые частицы считаются одними из самых вредных: из-за маленького размера (тонкодисперсные частицы составляют 2,5 мкм в диаметре) могут попадать глубоко в легкие и кровеносную систему человека.