Норвежские ученые выяснили, что с возрастом женщина становится более внимательной при вождении
Женщины менее склонны переключаться на другие задачи во время вождения, чем мужчины. При этом меньше всего отвлекаются за рулем пожилые женщины. Больше всего к этому склонны водители-юноши. К такому выводу пришли авторы исследования Института транспортной экономики (Норвегия), пишет The Independent.
Отвлекающие факторы, такие как мобильные телефоны и автомобильные радиоприемники, являются причиной более чем 12% дорожно-транспортных происшествий.
Исследователи опросили более тысячи студентов и 617 взрослых, чтобы определить, как личные качества водителей связаны с их склонностью отвлекаться во время вождения. Опрос показал, что общая тенденция отвлекаться на посторонние действия у водителей была низкой, а вождение со включенным радио было самым распространенным способом отвлечься.
«Я обнаружил, что молодые люди были наиболее склонны сообщать о привычке отвлекаться. Также к этому склонны те, кто часто водит, экстраверты и те, у кого есть предрасположенность к нервным заболеваниям», — рассказал автор исследования Оле Йоханссон.
Люди, которые чувствовали, что быть невнимательным во время вождения приемлемо или что это невозможно контролировать, также с большей вероятностью заявляли о привычке отвлекаться. Однако пожилые женщины и те, кто чувствовал, что могут контролировать свое поведение, с меньшей вероятностью сообщают об этом. Йоханссон добавил, что результаты показали необходимость «индивидуальных мер вмешательства» для сокращения отвлекающих факторов в группах риска.
Автор исследования также проверял эффективность стороннего вмешательства для уменьшения привычки отвлекаться за рулем. Участники одной из фокус-групп составляли собственный план по избавлению от этой привычки, составляя из заготовленных исследователем карточек причинно-следственные модели («если» ... «тогда»). К примеру, «если у меня возникает соблазн двигаться быстрее, чем ограничение скорости на дороге, тогда я напомню себе, что это опасно и незаконно». Другая группа участников просто получила информацию о последствиях невнимательного вождения.
Через две недели водители стали меньше отвлекаться за рулем, при этом показатели обеих групп были одинаковыми. В связи с чем исследователи сделали вывод, что вмешательство само по себе неэффективно, однако простого ознакомления с материалами об опасности невнимательного вождения достаточно для того, чтобы участники дорожного движения стали более осведомленными о своих действиях. Йоханссон считает, что самая эффективная модель предотвращения такого поведения — чтобы люди из группы риска сами разработали для себя планы по избавлению от привычки отвлекаться.
По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях по всему миру погибло более миллиона человек. Предыдущие исследования показали, что отвлечение водителя от наблюдения за дорогой всего на две секунды значительно увеличивает риск аварий.