Семь раз подумать, один раз выбросить

Мы продолжаем рубрику «Пять вопросов эксперту». На сей раз «+1» задал их основательнице датского движения «Стоп Пищевым Отходам» Селине Джул.

Селина Джул. Фото: Nordic Business Forum

Чем объясняется феномен «съедобных мусорок» в бедных и богатых странах, как работают рестораны, где делают блюда из пищевых отходов, и могут ли датские инициативы в борьбе с пищевыми отходами сработать в России — «+1» рассказывает основательница движения «Стоп Пищевым Отходам»* в Дании Селина Джул, со-разработчик глобального протокола по потерям и отходам в области пищевых продуктов, член Европейской платформы ЕС по проблемам потерь продовольствия и пищевых отходов, а также партнер в рамках глобальной инициативы SAVE FOOD (ООН).

— Селина, как изменилось отношение датчан к пищевым отходам за последние 10 лет?

Раньше датчане сорили едой чуть ли не больше всех остальных наций в Евросоюзе. Однако, по данным Датского совета агрокультуры и продовольствия, за последние пять лет жители страны стали отправлять на помойку на 25% меньше еды.

Почти десять лет назад я организовала движение «Стоп Пищевым Отходам» в Дании. С тех пор вместе с правительством, другими некоммерческими организациями, производителями и продавцами продуктов мы разрабатываем и внедряем проекты по сокращению пищевых отходов. Сейчас это в государстве — модный тренд: быть ответственным потребителем и не отправлять на помойку то, что еще можно употребить в пищу.

— Какое место вопрос пищевых отходов занимает в датской политической повестке?

Через год после того, как «Стоп Пищевым Отходам» сформировалось, датский министр экологии сам мне позвонил и назначил встречу. С тех пор мы тесно сотрудничаем с властями. Так, совместно разработаны и внедрены в школах страны образовательные лекции, посвященные проблеме пищевых отходов. Наше движение вынесло эту проблему на уровень Евросоюза и ООН.

В общей сложности все страны-члены Евросоюза ответственны за 88 миллионов пищевых отходов ежегодно. А это — примерно 143 млрд евро, отправленные в мусорный контейнер. Если говорить о планетарных масштабах, то человечество выбрасывает треть пригодных к употреблению в пищу продуктов. В развивающихся странах еда пропадает еще на этапе сбора урожая или по вине плохой логистики. В европейских странах и в частности в Дании годные продукты часто отправляются в помойку уже дома. Жители богатых стран избалованы качеством продуктов и богатым выбором, отсюда рождается феномен «съедобных мусорных контейнеров». Однако за последние годы ситуация в Дании кардинально изменилась к лучшему: государство, супермаркеты и потребители внедряют инициативы, которые меняют культуру отношения к еде.

— Какие проекты поставили Данию во главу европейского рейтинга по борьбе со «съедобными мусорками»?

Таких проектов много. Так, в Копенгагене долгое время работал ресторан, где готовили блюда из продуктов, собранных от ресторанов и супермаркетов, намеревавшихся отправить их в утиль. Все ингредиенты были качественными, то есть речь не шла об испорченной еде. Ресторан был забит по завязку почти всегда; сейчас проект переориентировался в кейтеринг и образовательные мероприятия.

Более года назад в столице Дании открылся супермаркет, где продается еда, которую другие супермаркеты собирались выкинуть. Там можно найти вчерашнюю выпечку, консервы и продукты, упаковка которых была повреждена, но содержимое осталось целым. Цены в супермаркете на 30-50% ниже, чем в обычных продуктовых магазинах. В супермаркете KIWI движение «Стоп Пищевым Отходам» запустило кампанию со стикерами «Сохрани и помоги», которые клеятся на продукты, срок годности которых скоро заканчивается. От каждого продукта с таким стикером, супермаркет жертвует одну датскую крону (чуть больше 9 рублей) в благотворительную организацию.

Есть также стартап «Too Good To Go», который борется с пищевыми отходами в ресторанах, кафе и пекарнях. Это мобильное приложение, через которое рестораны, кафе и пекарни делятся информацией о лишних ингредиентах и блюдах. Пользователи оставляют заявку, уточняют время получения «заказа» и забирают его по очень низким ценам.

— Насколько подход в борьбе пищевыми отходами, который сработал в маленькой и процветающей Дании, применим для других стран — например, в России?

Я сама родилась и выросла в России. Переехала в Данию почти 25 лет назад. Но я прекрасно помню Россию начала 90-х, когда прилавки магазинов пустовали. Тогда в моей семье никто даже не задумывался, что еду можно выбрасывать! О каких пищевых отходах могла идти речь, если мы не знали, будет ли завтра что-то на обеденном столе?

Конечно, с тех пор Россия сильно изменилась, проблем с продуктами больше нет. Но это огромная страна с гораздо более высоким уровнем бедности. Дания — маленькое государство с населением 5.7 миллионов человек: их меньше, чем в одной только Москве. Конечно, далеко не все, что эффективно в Дании, будет применимо для других стран, включая РФ. Все зависит от размера страны и экономической ситуации внутри государства, а также пищевой культуры. Тем не менее, я читала, что в России появилось движение «фудшеринг» — и это очень здорово.

— Каким главным постулатам в вопросе сокращения пищевых отходов может следовать любой человек?

Первое правило — используйте все продукты, которые есть дома. Не ленитесь заглядывать в самые дальние полки шкафов и в «закрома» морозильника. Как правило, там всегда можно найти что-то съедобное. И важно найти это вовремя, пока срок годности не истек.

Второй совет — не путайте маркировки «срок хранения» и «срок годности»: истечение «срока хранения» далеко не всегда означает, что продукт опасен и больше не пригоден к употреблению в пищу. По истечении срока хранения могут измениться консистенция или аромат продукта; или, например, в йогурте не останется живых бактерий. Однако продукт по-прежнему можно употреблять в пищу, так как его срок годности не истек. Например, мед хранится три года, но по истечении срока хранения он все так же съедобен, просто со временем засахарится. То есть, достаточно разбираться в маркировке и знать отличия.

Третий постулат — ходите в супермаркет только со списком.

Четвертое правило — берите в магазинах тележки и корзины поменьше. Тогда из супермаркетов вы будете выходите ровно с тем, что действительно пригодится на кухне.

И последнее — используйте социальные сети и группы фудшеринга, чтобы делиться ненужными продуктами. Это особенно актуально при переезде или перед отпуском.

Беседовала Татьяна Кондратенко

От редакции: «Стоп Пищевым Отходам» организует кампании и мероприятия, которые привлекают внимание к проблеме пищевых отходов. Одна из первых крупнейших инициатив —  приготовление еды из собранных ненужных продуктов супермаркетов и ресторанов, которой кормят всех желающих на Ратушной площади в Копенгагене. В первую же акцию было накормлено несколько тысяч человек.

Благодаря инициативам движения тема пищевых отходов стала появляться в обсуждениях на европейском уровне. Привлечение внимания общественности и СМИ к проблеме на национальном, европейском и международном уровнях —  одно из направлений работы «Стоп Пищевым Отходам»; также организация разработала специальные материалы, которые можно скачивать и использовать в просветительских целях даже на уроках в школах. Еще движение является одним из основателей национальной сертификации REFOOD, которую получают столовые, кафе и рестораны, которые предпринимают действия для сокращения пищевых отходов.