Можно ли сов­ме­стить онлайн-шопинг с благотворитель­но­стью?

Новый проект #надобро — необычная и успешная попытка «интеграции» благотворительности и коммерции: покупатели в интернет-магазинах, поддерживающих Visa QIWI Кошелек, могут совершать пожертвования в один клик. Многие из них охотно делают их параллельно с покупкой, как свидетельствуют первые результаты проекта #надобро. Результатами эксперимента поделился инициатор проекта Георгий Коннов, директор по развитию B2B-продуктов электронной коммерции.

Георгий Коннов

Что вы можете рассказать о современных трендах в механике благотворительности и о том, как меняются привычки пользователей в данной области?

Мне кажется, что грядет трансформация рынка в пользу онлайн-платежей. Мы видим, что большинство фондов сейчас недостаточно работает с интернет-аудиторией, а пользователи, наоборот, позитивно реагируют на удобную механику помощи. И это нормально: пусть фонды продолжают заниматься добрыми делами. Со своей стороны, мы готовы предложить качественную экспертизу по онлайн-платежам. Наша команда будет рада помочь фондам и людям найти друг друга. Полного понимания того, как должен выглядеть новый подход в онлайн-благотворительности, нет; поэтому мы проводим эксперименты, анализируем статистику, дорабатывая продукты, чтобы помочь и клиентам, и фондам.

С помощью функции #надобро QIWI позволяет совершать пожертвования во время оплаты покупок в интернете. В чем ее отличие от других инициированных вашей компанией программ благотворительности  (например, «ВСЕМ»)?

Имея одну цель — оказать помощь нуждающимся, «ВСЕМ» и #надобро выполняют немного разные задачи с точки зрения взаимодействия с пользователями.

«ВСЕМ» — программа по сбору пожертвований, где полностью отсутствует комиссия. В свою очередь, к проекту #надобро мы подключаем фонды на обычных коммерческих условиях, чтобы окупать свои расходы на исследования и разработку. Это дает возможность создавать платежные решения, удобные для тех, кто делает пожертвования — а значит, приносящие больше денег в фонды.

Если коротко, то «ВСЕМ» — это про открытость и объединение, а #надобро — про удобство и простоту. То есть, пожертвования в один клик.

Покупатель товара и жертвователь отличаются. У них разная мотивация и разный уровень заинтересованности. Во время тестирования оплаты в один клик мы наблюдали, что число помогавших было существенным: от 5 до 25% людей соглашаются сделать благотворительный платеж при виде соответствующего баннера.

Как определяется наиболее удобная сумма пожертвования для каждого покупателя?

Сумма подбирается индивидуально, исходя из данных о предыдущих транзакциях и текущем балансе на QIWI-кошельке. Мы предлагаем человеку округление до «красивой» суммы. Было проверено около десяти алгоритмов, чтобы максимально увеличить объемы взносов в фонды. В среднем, люди легко готовы жертвовать до 50 рублей. Длительность показа предложения о пожертвовании также подбирается индивидуально, чтобы клиенты не воспринимали его как рекламу.

Сколько времени и ресурсов потребовалось на создание проекта? Насколько сложно было реализовать его технически?

Реальная разработка и запуск первого прототипа заняли всего неделю. Причем идея витала в воздухе давно, мы начали анализировать ее около двух лет назад. К сожалению, первоначальный проект требовал очень больших изменений в процессинге платежей, из-за чего срок его разработки был оценен в полгода; на тот момент это поставило крест на всей инициативе. Однако спустя два года, при разработке других платежных инструментов, я нашел способ быстро проверить нашу гипотезу с легкими благотворительными платежами.

В эксперименте участвовал Фонд Константина Хабенского, помогающий детям с заболеваниями головного мозга. Сколько других фондов планируется подключить в ближайшее время?

Мы не стремимся быстро наращивать их число. Хотим, чтобы каждый фонд получал значимую сумму пожертвований и, что даже важнее, — большой охват аудитории. Люди, которые видят фонд и сначала понемногу поддерживают его работу, гораздо вероятнее подпишутся на периодические платежи в его адрес. Поэтому сейчас мы сконцентрированы на разработке инструментов привлечения новой аудитории, удобной повторной оплаты и коммуникации с помогающими.

Мы запускаем платежные виджеты, которые сможет разместить у себя любой неравнодушный человек; вот, например, страница для Фонда Константина Хабенского.

Я давно думаю над историей благотворительных платежей; гадаю, когда люди и компании смогут окупать затраты на поддержку фондов. Это позволит делать гораздо больше добрых дел и привлечь много профессионалов в эту важную сферу.

Каковы ваши требования к отчетности фондов для того, чтобы сотрудничество стало возможным?

Помимо массы проверок, которые проводит компания при подключении фонда к платежам, мы смотрим на отчетность: насколько понятны статьи затрат, насколько детально они описаны. В идеале не только у нас, но и у каждого человека должна быть возможность ее проверить. При платежах в один клик важно доверие клиентов к фондам, с которыми сотрудничает компания.

На протяжении многих лет QIWI выполняет роль платежного интегратора и провайдера платежной инфраструктуры для всей благотворительной сферы. Почему это важно для вас?

QIWI воспринимает благотворительность как часть социальной ответственности. Для нашей команды проект #надобро начинался как интересный эксперимент на основе смелой гипотезы, с нетривиальной технической историей. В разработке страницы nadobro.qiwi.com участвовали даже школьники-стажеры, победители олимпиады Школы новых технологий и участники образовательной программы QIWI FINTEEN. Часть разработок мы сделали доступными для всех, выложив программный код в открытый доступ на github.com/qiwi. Многие участники проекта с гордостью показали результаты своей работы родным и близким. Когда мы увидели статистику, то поняли, что эксперимент получился очень удачным — и что проект надо развивать.

Каковы ваши ожидания от #надобро? Каких качественных и количественных результатов вы планируете добиться?

Наша задача — сделать процесс помощи максимально простым и доступным. Для чего предстоит существенно изменить подход к благотворительности в интернете, упростив ее, но повысив доверие к фондам, которые действительно честно и открыто делают свою работу. Рассчитываем найти много новых партнеров, которые вместе с нами помогут делать добро: их, к примеру, могут привлечь блогеры.

За время пилотного запуска свыше 130 тысяч людей перечислили в благотворительный фонд Хабенского более 1,4 миллиона рублей. Это уже отличные результаты. Хочется дать возможность удобно принимать благотворительные платежи не только на нашем сайте, но и на сайтах партнеров. Добиться кратного роста оборота и числа клиентов, а главное — попробовать мотивировать людей на регулярные пожертвования.

Автор

Людмила Брус