IT c пеленок

Цифровая грамотность объявлена в России задачей национального уровня.

28 июля Правительство РФ утвердило программу «Цифровая экономика РФ», рассчитанную на поэтапное исполнение вплоть до 2024 года, с запланированным бюджетом около 100 миллиардов рублей. В июне президент России Владимир Путин заявил, что всеобщая цифровая грамотность является задачей национального уровня; по его словам, планируется «кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики».

Некоторые IT-компании также активизировали работу по этому направлению и всерьез занялись обучением школьников цифровым технологиям на безвозмездной основе. Но таких социально ответственных корпораций пока немного. Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина призывает лидеров рынка к более активному участию: «Нужно предоставлять школьникам больше условий для разностороннего развития. Например, почему бы не изучать основы программирования на базе IT-корпорации?»

Для реализации проекта, помимо огромных финансовых вложений, потребуется целая армия экспертов в области цифровых технологий: программистов, веб-аналитиков, веб-дизайнеров, разработчиков и тестировщиков ПО. Возникнет большой спрос и на специальности, знакомые пока лишь узкому кругу лиц. Так, в созданном бизнес-школой «Сколково» совместно с Агентством стратегических инициатив «Атласе новых профессий» уже фигурируют: архитектор информационных систем, дизайнер интерфейсов, архитектор виртуальности, сетевой юрист, дизайнер виртуальных миров, проектировщик нейроинтерфейсов, IT-проповедник (евангелист), цифровой лингвист, разработчик моделей Big Data, и др.

По словам главы Минкомсвязи Николая Никифорова, нашей стране нужно порядка миллиона программистов, но пока на российском рынке их трудится примерно 500 тысяч. Между тем, их число в США составляет четыре миллиона, в Индии — три миллиона, а в Китае — два. Разница колоссальна, и ее пора срочно сокращать, чтобы не допустить катастрофического технологического отставания.

«+1» представляет читателям некоторые учебные проекты из числа самых ярких.

Так, компания «Яндекс», создавшая самую популярную поисковую систему в нашей стране, запустила амбициозную программу в области IT-образования. Проект «Яндекс.Лицей» проводит очные занятия в 19 городах РФ на 60 площадках, а также в двух городах Казахстана (Астана и Алматы). Планируется  дальнейшее расширение его охвата. В порядке эксперимента в 2017–2018 учебном году восьмиклассники из 15 школ российской столицы, а также Пензы и Тамбова приступили к изучению этого курса на уроках информатики в рамках основной школьной программы. Партнером проекта выступает Центр педагогического мастерства города Москвы.

«Яндекс.Лицей» предлагает двухгодичные занятия для учеников 8 и 9 классов, интересующихся математикой и цифровыми технологиями. Программа создана специалистами Школы анализа данных Яндекса и предусматривает изучение на первом курсе основ программирования на языке Python, а основ промышленного программирования — на втором. Занятия проводятся дважды в неделю, в группах не более чем по 15 человек. За время обучения школьники приобретают базовые знания и навыки разработчика, а в случае успешного прохождения курса получают сертификат. Для поступления в лицей необходимо заполнить анкету, пройти тестирование и собеседование. Новый набор откроется 30 августа 2018 года.

Samsung Group при поддержке Министерства образования и науки РФ создала очную IT школу, которая организовала занятия в 22 городах России на базе ряда специально отобранных учебных заведений. Заявленная цель проекта — подготовить за пять лет как минимум 5000 школьников. IT школа Samsung открыта для учеников старших классов, преимущественно десятых. Занятия проводятся два раза в неделю по два академических часа в классах, оборудованных техникой Samsung. Срок обучения — один год.

Курс разработан специалистами Исследовательского центра Samsung при участии преподавателей Московского физико-технического института (МФТИ). Программа включает основы программирования на языке Java, объектно-ориентированное программирование, алгоритмы и структуры данных, основы программирования Android-приложений, алгоритмы и структуры данных на языке Java, основы разработки серверной части мобильных приложений. Для поступления нужно заполнить заявку на сайте школы (в любое время в течение года) и пройти вступительные испытания, проводящиеся в апреле-мае. Уроки начинаются в сентябре. В конце обучения выпускник защищает индивидуальный проект — собственное мобильное приложение на платформе Android — и получает сертификат об окончании курса IT школы Samsung, который дает дополнительные баллы при поступлении в некоторые вузы России.

В отличие от Yandex и Samsung, «Лаборатория Касперского» не претендует на территориальную экспансию. В качестве центра притяжения талантливых учеников она выбрала московский пригород, наукоград Реутов, где 1 сентября 2017 года на базе средней образовательной школы № 10 начала работать Математическая гимназия Касперского (МГК). Туда принимают только учеников московских и подмосковных школ, которые успешно прошли вступительные испытания по окончании девятого класса. Но, согласно планам «Лаборатории Касперского», к 2020 году МГК превратится в инновационную школу-интернат для одаренных старшеклассников со всей страны.

Ученикам предлагаются спецкурсы и семинары по основам программирования, информационной безопасности и криптографической защите информации, занятия по робототехнике и продвинутое изучение любимого языка программирования.

Обучение ведут педагоги высшей категории, специалисты «Лаборатории Касперского», преподаватели МГТУ им. Н.Э.Баумана. К выпуску гимназисты, по словам основателей МГК, овладеют навыками и знаниями, сопоставимыми с «багажом» второкурсников большинства лучших технических вузов страны. Учеников готовят к поступлению в МГУ им. М.В.Ломоносова, МГТУ и НИЯУ МИФИ. Также им предоставляется возможность стажировки в «Лаборатории Касперского» и дальнейшего трудоустройства в ней.

Описанные выше проекты предусматривают только очное обучение. Старшеклассникам, которым такой формат по тем или иным причинам не подходит, можно рекомендовать «Большую переменную» — проект, разработанный компанией Mail.Ru Group совместно с образовательным порталом Newtonew: желающие могут ознакомиться с видеокурсами для самостоятельного изучения. Их авторами выступили преподаватели бесплатных образовательных проектов для студентов «Технопарк» и «Техносфера», созданных Mail.Ru Group на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана и факультета ВМК МГУ им. М. В. Ломоносова. В числе учебных программ: основы постановки задачи на разработку программ, подготовительные материалы по программированию на С/С++, алгоритмы и структуры данных, веб-технологии, анализ безопасности проектов, разработка веб-сервиса на JAVA.

«Большая переменная» предназначена как школьникам 8-11 классов, так и учителям, желающим применять инновационные подходы.

В самостоятельном изучении основ программирования старшеклассникам будет полезен и онлайн-лекторий «Малый ШАД» Школы Академии Данных Яндекса. Здесь собрана в открытом доступе коллекция из более чем 80 лекций ученикам 9-11 классов, состоявшихся в период с 2013 по 2015 годы. Темы видеокурсов: информатика, математика, лингвистика, технологии Яндекса. Докладчики: ведущие ученые, специалисты наукоемких компаний и преподаватели известных вузов.

Онлайн-лекторий от Mail.Ru Group создавался для студентов, но вполне способен заинтересовать и «продвинутых» школьников: тут предлагаются лекции, прочитанные IT-профессионалами в рамках двухгодичных программ обучения в МГУ и МГТУ, а также мастер-классы от лидеров отрасли: бизнесменов и технических специалистов.

Подобные инициативы IT-компаний помогают им обеспечить себя стабильным притоком высокопрофессиональных кадров, трансформируют национальную систему образования и способствуют реализации госпрограммы по цифровизации российской экономики.

Автор

Ирина Осипьянц