На площадке социального проекта «Полдень» организаторы представили ключевые составляющие успеха благотворительности
7 и 8 октября 2017 года на площадке «Точка кипения» шли мероприятия проекта социализации трудных подростков «Полдень». Девятая по счету конференция «Полудня» отличалась по формату от предыдущих: обычно гостей учили «фишке» проекта — игровому образовательному методу, но на сей раз в новом формате под названием «Игры будущего» «Полдень» впервые собрал на семинары и дискуссию сразу НКО, бизнес и экспертов по образованию, чтобы те обменялись мнениями и поделились опытом.
Так что же нужно сфере благотворительности сегодня? Выясняет корреспондент +1.
— Садитесь кучнее! — руководитель добровольческого движения «Даниловцы» Юрий Белановский энергично машет руками, призывая гостей двигать стулья поближе. — Прошу кратко рассказать о себе, своей организации и цели: зачем вам волонтеры?
Юрий как ас работы с добровольцами знает главное: волонтеры нужны для чего-то конкретного. Любопытно, что вопрос ставит собравшихся в тупик: цель поиска добровольцев большинству оказалось непросто уместить в одно предложение.
— Меня зовут Артем. Я представлю крутой проект по социалке «Drug — не друг». Он направлен на раннюю профилактику наркозависимости среди школьников, подростков... — начинает молодой человек, сидящий справа от меня.
— И что же должны делать волонтеры? — гнет свою линию Юрий.
— Проект долгоиграющий... Волонтеры привлекаются в целях информирования, для участия в самом проекте... — пытается сформулировать мысль Артем.
— Понятно, что «ничего не понятно»: это — слишком общие слова, — улыбается Белановский.
С остальными собеседниками диалог получился похожим; так что эксперт взялся набрасывать схему действий. Первая задача НКО в поиске людей — поставить конечную цель. Она определит сроки и поможет сформулировать четкие задачи. И вот он, фундамент успешной «затеи».
Для распределения обязанностей и координации понадобится «свой» человек. Работа с волонтерами должна стать его вотчиной. На нее он приведет нужных людей, которые верят в идею данного НКО. И не будет отвлекаться на второстепенные задачи: сконцентрируется только на людских ресурсах. Станет разбирать удачи-неудачи работы волонтеров, уделит время проблеме их «выгорания».
В итоге кропотливой работы у НКО появится база-костяк постоянных волонтеров. А главное — доверие новичков. Под них как раз и готовится фундамент-схема: цель-задачи-координация. Тогда НКО найдет добровольцев с горящими глазами, и сумеет без лишней суеты выполнить поставленные задачи.
В перерыве ловлю Артема Букина, которого первым «допрашивал» Юрий. Артем говорит, что на семинаре понял некоторые тонкости в работе с волонтерами. Прошу юношу рассказать о проекте «Drug — не друг». Оказывается, проект развивают в ЦСПСиД «Печатники» сам Артем, являющийся психологом, и два его друга: еще один психолог и юрист.
— Мы работаем со школьными классами: выясняем, кто в классе лидер, и «заходим» как бы через него. То есть, работаем с этим мальчиком или девочкой, а он уже как амбассадор несет идеи здорового образа жизни одноклассникам. Затем проводим тестирование... Уже провели информационные акции в нескольких школах ЮВАО г.Москвы; хотим расширяться, но ведь нам не только волонтеры нужны. И листовки какие-то, и брошюры не помешали бы. Но денег нет, — Артем разводит руками. И, на ходу хрустя печеньем, спешит на семинар про поиск денег для НКО: эта тема для него как нельзя актуальна...
Руководитель фонда «Простые вещи» Анна Васина вертит в руках термокружку с необычным рисунком. Иллюстрации готовились в качестве подарков жертвователям специально к сбору фондом средств на ремонт детдома в Твери. На рисунке девочка обнимает жирафа. «Нужно создавать позитивные образы, а не давить на жалость», — так чуть позже объяснит свою задумку Анна. А пока что она рассказывает, как запустить краудфандинговый проект и не сойти с ума (без шуток). Народ вовсю подтаскивает стулья: так много слушателей, первоначальный полукруг сидящих не вмещает желающих. Узнать секреты успешного сбора средств интересно всем.
— Итак, первый шаг: нужна идея, — Анна включает слайд. Маленькая девочка с синими глазами смело смотрит в объектив. Все в зале заметили эти яркие глазищи. — Нет ничего плохого, если вначале вы выделите одного чем-то запомнившегося ребенка, который станет «ключевым». Так случилось и у меня: я поехала в тверской детдом и увидела там Ульяну.
Идею, пусть даже эмоциональную, нужно лелеять весь процесс сбора денег и осуществления проекта. Она будет вас «подпитывать», если вдруг не останется сил, если случится кризис вроде «зачем я вообще это делаю?» С такого вот маленького смысла и началась масштабная деятельность Анны в детдоме в Твери. Тогда она стала собирать деньги на ремонт детской площадки через страничку в Facebook. За месяц раздобыла нужные 275 000 рублей. Теперь у нее есть НКО, который регулярно собирает крупные суммы через платформу краудфандинга Planeta.ru.
В процессе поиска денег попадаются «подводные камни», с которыми могут столкнуться молодые фонды. Окрыленные первым успехом, они кидаются в новый, крупный проект. Что в результате? Невыполненные планы и обманутые надежды.
— Возможных ошибок две: слишком высокая планка и неадекватные сроки. Если вы решите собрать миллион за месяц, будьте готовы, что можно и не успеть, — Анна Васина меняет слайды, рассказывая и свою историю преодоления ошибок. Однажды поток пожертвований на проект прекратился. Неделю — тишина: ни одного рубля! И ничего не помогало. Сроки горели, планы рушились. Тогда девушка написала обычный пост на Facebook. Рассказала про проблему;. Про детдом и детей, которым нужны деньги. Про волонтеров. Это не был крик о помощи, это был правдивый рассказ. Написала и ушла спать.
— Наутро звонит мой бухгалтер: представляете, ночью кто-то перевел разом больше 100 000 рублей, — лучится улыбкой Анна. — Так что не стесняйтесь открыто просить, когда нужно. И вообще, всегда лучше просто рассказывать о себе: я — такой-то, лет мне столько-то, занимаюсь тем-то... Подобным образом и напишите о себе, например, на платформе Planeta.ru. Поясните, как именно люди могут помочь. Пиарьтесь открыто.
Оказывается, самопиар — вообще малоизведанная область для благотворительности. Ну не принято в нашей стране рассказывать, какой ты хороший; однако учиться этому просто необходимо.
— «Нет» в интернете означает «нет» в бизнесе. Скоро то же самое мы сможем сказать и про человека: нет ссылки — нет человека... Перефразируя известное высказывание, «Я публикуюсь — следовательно, существую». Публикации из возможной опции превращаются в обязанность«, — рассказывает известный блогер Илья Переседов, который пришел на «Игры будущего» поделиться знаниями об информационной работе НКО.
Переделанной цитатой из Декарта блогер, в общем-то, сказал все. Если НКО хочет развиваться, найти деньги и людей, если вообще хочет существовать — ему надо идти в интернет. Тогда человек, решивший в порыве щедрости перевести деньги, не усомнится. Тогда придет новый волонтер. Тогда менеджер из крупной корпорации поймет, с кем имеет дело, и предложит сотрудничество.
— Время — актив. То, чем расплачивается пользователь. Наша задача — «отжать» время. Нельзя делать что-то просто так. Нужно понимать, кому и зачем адресуется информация. Действовать своевременно и быстро, — чеканит Илья Переседов один лаконичный тезис за другим.
И подводит к мысли: раз речь о битве за пользователя, нужна стратегия. Глубокая. Так что, скорее всего, придется потратиться на помощь профессионалов, которые помогут с текстами, фото и видео, рекламой, элементарно с сайтом.
— За свое информационное продвижение нужно платить, — резюмирует эксперт. Кто-то из задних рядов тяжко вздыхает; тут же раздаются ответные смешки. Лектор тоже улыбается: все друг друга поняли — «лишних» денег в сфере благотворительности не бывает... Поэтому Илья предлагает выход: начинающему НКО вовсе не надо пускать все деньги на контекстную рекламу или нанимать пул журналистов. Достаточно начать со странички в социальной сети и загружать туда простой контент. Важно только, чтобы он появлялся там регулярно, был качественным и приятным глазу. Чтобы пользователь заходил туда и видел грамотные тексты, красивые фотографии.
И главное — писать о себе просто, интересно и открыто. Не нужно пытаться выбить слезу из читателя: один-два раза это сработает, а потом взбесит. Жалость к себе не может быть стратегией; ею должна быть трезвая гордость. Посадили деревья? Здорово, напишите пару абзацев. Устроили марафон? Круто, выкладывайте фотографии!
«Однако рано или поздно разросшиеся масштабы НКО потребуют выхода на новый уровень продвижения. Там уже пора приглашать медиа-звезд, покупать рекламу или устраивать пресс-тур. Но это будет потом, когда появятся репутация, результаты и деньги», — комментирует блогер.
Судя по выбранным темам конференции, трудовые будни благотворительных организаций сводятся к поиску. Людей, денег. А раздобыть их можно, только рассказав о себе — волонтерам, жертвователям, бизнес-партнерам. Они же в свою очередь помогут найти еще больше людей и денег. Замкнутый круг превращается в громадную спираль по мере разрастания НКО. Каждый виток — более обширные задачи, еще больше ответственности, еще больше терпения и веры в свою идею.
Руководитель PR-отдела проекта «Полдень» Василий Шатров, присутствовавший на каждой лекции, согласен: чем дальше, тем больше задач. Чтобы не погрязнуть в них, нужно уметь вести диалог с коллегами, с бизнесом.
— Мы сами сталкиваемся с проблемами, про которые говорим на конференции: как говорить о себе в интернете, как собирать деньги, как организовать структуру НКО... Мы помогаем подросткам в трудной жизненной ситуации; и на эту конференцию приехали люди, которым небезразлична их судьба, все они занимаются детьми, — говорит Василий. — Если ты занимаешься благотворительностью, то должен уметь делиться не только со своими подопечными, но и с коллегами, другими НКО. Такова наша стратегия победы: отдавай, и воздастся тебе.
Автор
Елена Матвеева