16 и 17 октября молодые дизайнеры, программисты и разработчики мобильных приложений и веб-служб предприняли совместный «мозговой штурм» на тему создания инновационных fashion tech-сервисов для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Мероприятие прошло в рамках совместного проекта НКО Bezgraniz Couture и компании SAP CIS по разработке инновационных FashionTech-сервисов для людей с инвалидностью с применением применением дизайн мышления, интернета вещей, дополненной реальности, искусственного интеллекта и предиктивной аналитики.
Партнерами выступили компания «Шеврон Нефтегаз Инк.» и фонд «Культура и дети». В хакатоне приняли участие эксперты из компаний Covestro и Ottobock, Британской Высшей Школы Дизайна, ЦМИТ «Проектные мастерские» и проекта «Dialogue in the Dark. Moscow».
В итоге 18 октября в рамках форума «Открытые инновации» в Сколково жюри было представлено сразу пять потенциальных проектов.
Для участия в хакатоне организаторы собрали пять студенческих команд из лучших вузов страны. Но, несмотря на относительную неопытность участников, задача перед ними стояла самая серьезная: разработать для глобального рынка индустрии моды концепцию и прототип инновационного продукта для людей с ограничениями по здоровью. Одним из главных требований было однозначное «попадание» в целевую аудиторию.
«В данной ситуации молодость — совсем не порок, — уверена организатор хакатона и сооснователь Bezgraniz Couture Янина Урусова, — потому что у старшего поколения, при всем его опыте, нет подобных интуитивных навыков пользования технологиями и умения „вжиться“ в тему. Ведь то, что здесь происходит, — это дизайн-мышление. Неважно, молодой ты или старый, какой у тебя цвет кожи и какое у тебя образование, — чем больше разных бэкграундов, тем интереснее. Речь идет о погружении в проблему человека, и каждый может из своего опыта привнести что-то, из чего потом „родится“ одно-два-три интересных решения».
«Когда вы делаете дизайн для „экстремального“ пользователя, у вас появляется гораздо больше функционала, — рассказывает Янина Урусова. — Это то, что называется human-centered design (антропоцентрический дизайн — прим. автора). С такими потенциальными покупателями — людьми с инвалидностью — возникнет гораздо больше интересных решений, потому что это очень сложная категория пользователей. К тому же, подобные товары им действительно нужны».
В последние годы индустрия моды стремительно движется в направлении fashion tech. К классическим технологиям пошива одежды стремительно добавляются все новые: от 3D-печати до внедрения в ткани светодиодных нитей.
«С помощью материалов удается избежать множества проблем, — говорит Албена Васильева, руководитель направления коммуникаций и связей с общественностью в компании Covestro в России. — Современные искусственные ткани решают в первую очередь проблемы экологии, сохраняя жизни огромного числа животных и продлевая циклически жизнь самой вещи. К тому же они многофункциональны: бывают водонепроницаемыми, ветрозащитными и при этом дышащими. Еще они тянутся и не рвутся... В ткань уже сегодня можно добавлять светодиоды и подсвечивать одежду — благодаря проводимым волокнам. Недалек тот час, когда ткань можно будет подогревать. В спортивной одежде уже используются материалы, которые могут поддерживать мускулатуру и индивидуально формировать тело».
И если в течение последнего десятилетия покупатели привыкали к аксессуарам хай-тек — например, «умным» браслетам и говорящим часам, — то теперь и сама одежда все чаще рассматривается как девайс. Совсем недавно в продажу поступила первая «умная куртка», разработанная Google и Levi’s. Их проект «Jacquard» обещает перевернуть наши представления об одежде: куртка сшита из ткани со специальными нитями, проводящими сигнал. Поэтому она может отслеживать касания пользователя, выполняя те же функции, что и тачпад. На поверхность ткани можно нажимать, включая и выключая музыку, регулируя громкость звука в наушниках, спрашивая смартфон о направлении, в котором нужно двигаться, или для ответа на звонок. Стоит такая «умная куртка» 350 долларов.
Как подчеркивают дизайнеры, мода — явление социальное. Поэтому она не просто создает тренды, а откликается на то, к чему готово общество. Организаторы хакатона уверены, что сейчас пришло время поставить моду и IT-технологии на службу тем, кто в этом больше всего нуждается.
«То, о чем мы говорим, относится не только к одежде, но и ко всем устройствам, которые окружают человека с инвалидностью. Или с особенностями фигуры, или с возрастными изменениями, — отмечает куратор курса „Дизайн одежды“ в Британской высшей школе дизайна и сооснователь ЦМИТ „Проектные мастерские“ Владимир Тилинин. — Подобная аудитория весьма велика. Это не только те, кто потерял ногу или сидит в коляске. По сути, речь идет обо всех нас, просто на разных стадиях жизни. И чем глубже мы понимаем человека, тем лучше можем решать эти вопросы.
Инвалиды имеют потрясающий опыт. Они опережают нас во многих вещах, потому что живут совершенно в другом мире и по-иному с ним коммуницируют. Они гораздо ближе к пониманию пространства и архитектуры, потому что сталкиваются с неудобствами чаще, чем мы».
Командам хакатона отвели на передовые разработки не два года, как инженерам Google, а всего два дня. Поэтому в центре внимания участников была оригинальная и практичная идея проекта, а не техническая проработка концепта.
«С одной стороны, мы отдаем себе отчет, что, в принципе, технологическую компоненту всегда можно из чего-то выстроить, была бы идея, — признается Юрий Куприянов, менеджер „Университетского Альянса SAP“ по России и странам СНГ. — Но с другой стороны, интересно услышать инновационные идеи именно от представителей того самого next generation, которое через 10-15 лет станет основным потребителем подобных инновационных товаров».
Мероприятие посетили гости с различными ограничениями по здоровью, на чьи запросы и пытались ответить команды.
«У нас была идея сделать обувь, которую я сам смог бы надевать и снимать, — рассказывает эксперт команды-победителя, студент университета ИТМО Роман Белов. — Уже на хакатоне задумка преобразилась в огромный проект, который затрагивает большое число людей, и у которого есть перспектива развития в концепцию одежды, не требующей ни энергетических, ни временных затрат при ее использовании».
Команда университета ИТМО предложила жюри концепцию одежды и обуви, которые легко надевать, и которые к тому же позволяютконтролировать температуру тела. Это актуально в первую очередь для людей со спинальными травмами, которые не чувствуют нижних конечностей, из-за чего могут легко перегреться или получить обморожение.
На суд жюри разработчики представили прототип «умного» ботинка, напечатанного на 3D-принтере. Его передняя часть по голосовой команде сдвигается вперед, позволяя владельцу легко опустить в него ногу. Стелька нагревается, получая команду с внешних датчиков температуры, а дизайн, благодаря сменным модулям, подстраивается под костюм владельца. Приблизительную стоимость комплекта такой самонадевающейся обуви создатели оценили в 15 тысяч рублей.
Другая команда, в центре внимания которой также были люди на колясках, разработала Legsuit — инновационный аналог термобелья. Если привычные нам согревающие брюки используют тепло, выработанное человеческим телом, то Legsuit сшит из ткани с проводящими волокнами и встроенными датчиками температуры. А значит, он подходит людям с нарушениями терморегуляции. Как рассказал жюри главный технический специалист команды, студент МГТУ им. Баумана Максим Ульянов, на поясе Legsuit крепится контроллер, который анализирует данные с датчиков и дает команду на обогрев.
«Продукта как такового пока нет, — пояснил он после выступления. — Для этого нужно высокотехнологичное сырье. Но мы смогли доказать, что решение вполне реализуемо, и его реально воплотить в ближайшие месяцы. Такие вопросы, как помощь людям с ограничениями по здоровью, редко поднимаются в других условиях, — говорит Максим. — Подобные хакатоны имеют социальную направленность, а не сугубо коммерческую. То есть, во главу угла ставится решение проблемы, а уже потом его пытаются поставить на коммерческую основу. Тогда как обычно все происходит наоборот: ищется некая золотая жила, которую адаптируют под потребности; а может быть, даже создают эту потребность».
Самым сложным аспектом работы Максиму показалось соединение высоких технологий и фэшн-индустрии; сам он с модой сталкивается впервые. Конечно, задачу облегчило то, что в его команде были девушки из Британской высшей школы дизайна. Работа «на стыке двух вселенных» оказалась продуктивной и интересной, полезной и увлекательной.
Продолжение следует.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Екатерина Яснопольская