В исследовании консалтинговой компании McKinsey и совместном докладе сервиса экспресс-доставки грузов United Parcel Service (UPS) и организации Greenbiz предлагаются инновационные решения в области логистики, позволяющие снизить объемы выхлопов на треть, а расходы на доставку товаров — в диапазоне от 25 до 55%. При этом уменьшатся заторы в крупных городах. Среди решений — увеличение объемов доставки в ночное время, более широкое использование центров консолидации грузов, автоматизированные шкафчики для посылок и альтернативные транспортные средства (включая дроны), сообщается в материале Greenbiz.
Согласно исследованию McKinsey «Комплексный взгляд на будущее мобильности, часть 2: Трансформация доставки товаров в городах» (An integrated perspective on the future of mobility, part 2: Transforming urban delivery), к 2030 году городское население вырастет на миллиард — и соответственно, увеличится спрос на доставку товаров. С 2006 по 2014 годы количество коммерческих автомобилей в городах выросло на треть.
Машины, перевозящие грузы, проезжают, в среднем, в 1,5–2 раза больше, чем легковые автомобили. Они потребляют больше топлива, выбрасывают в атмосферу больше оксида азота, провоцируют пробки.
«Из-за роста урбанизации и перегруженности дорог логистика становится все более непредсказуемой, ей сложнее управлять», — отметил старший вице-президент UPS по глобальному инжинирингу и устойчивому развитию Марк Уоллес (Mark Wallace). В связи со сложившейся ситуацией специалисты разработали несколько предложений, которые призваны решить проблемы в сфере перевозок.
1. Установить в городах шкафчики для доставки. Так получатели будут самостоятельно забирать товары в любое удобное для себя время. Открыть хранилище можно будет с помощью кредитной карты или мобильного телефона. По подсчетам McKinsey, технология позволит минимизировать число неудавшихся доставок, сократить выхлопы на 70%, трудозатраты — на 60%, а расходы — на 35%.
2. Ночная доставка. Решение актуально для крупных мегаполисов: по данным UPS и GreenBiz, товары в позднее время суток доходили до адресов в два раза быстрее, чем в стандартный период с семи утра до четырех часов дня.
3. Использование центров консолидации грузов. Здесь товары разных компаний погружаются на одно транспортное средство, что позволяет уменьшить расходы на перевозку. Курьеры на местах могут разносить продукцию пешком, либо развозить их на велосипедах — обычных или электрических.
4. Онлайн-поиск перевозчика. Специалисты также предложили создать интернет-платформы, пользуясь которыми клиент с грузом мог бы найти для его перевозки транспортное средство со свободным местом. «Бюро загрузок» могло бы сократить затраты на доставку товара на четверть, а выбросы вредных веществ — на треть.
5. Беспилотные и электрические автомобили. Сейчас все больше перевозчиков, включая UPS, инвестируют в транспортные средства, работающие на альтернативном топливе (например, СПГ), в электрокары и беспилотники. По прогнозам McKinsey, последние станут полностью функциональными и широко доступными в городах не ранее 2020-х годов.
Однако некоторые решения, например, ночные поставки, можно вводить уже сейчас. Предлагаемые инновации будут наиболее действенны при использовании в комплексе.
Как показали опросы UPS и GreenBiz, проведенные среди сотен компаний, к основным факторам, которые мешают наладить более эффективные и экологически устойчивые поставки в городах, относятся слабое взаимодействие между секторами, нехватка инфраструктуры и недостаток инвестиций в инновационные решения.
Директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС при Президенте РФ Ирина Ирбитская назвала перевозки и транзиты «ключевым препятствием для формирования разумного трафика» в крупных городах. Эксперт обращает внимание: чтобы разгрузить улицы, необходимо также изменить политику в области регулирования застройки и организации транспортной инфраструктуры.
«Если мало комфортных проезжих улиц — значит, их надо делать. Если система не капиллярная, то снизить трафик существенно, до идеального состояния, не получится. Представьте себе, как вода течет по одной трубе или по многим маленьким. Точно так же автомобили нельзя „сгружать“ на одну улицу. Маневры на дороге занимают значительное время. Чем крупнее город, тем больше этот фактор сказывается на трафике. Это комплексная проблема. Вопрос не только в технологических решениях. Когда мы говорим о трафике на дорогах, мы должны понимать, что он формируется не только из-за количества автомобилей в городе. Он зависит еще и от „точек притяжения“, куда едут люди. Чем равномернее точки распределены по городу, тем ситуация на дорогах лучше, а воздух чище».
Ирина Ирбитская, директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС при Президенте РФ
Автор
Варвара Селизарова