Добрые дела «под присмотром» компании-нанимателя повышают мотивацию сотрудников и наполняют их жизнь новым смыслом. Среди плюсов этой практики — то, что порядка 60% работников начинают работать эффективнее, и почти на 90% снижается вероятность, что они вскоре уволятся.
28-29 сентября в Москве проходит двухдневная международная конференция на тему профессионального волонтерства «PRO BONO: российские практики и вектор развития». Во втором по счету ежегодном мероприятии принимают участие более 150 руководителей и сотрудников отечественных и международных компаний. Цель его — обмен опытом, оценка эффективности pro bono деятельности организаций, а также создание экосистемы программ интеллектуального и pro bono волонтерства. Представлены и результаты исследования о его состоянии в России.
Собравшимся презентовали аналитический отчет «PRO BONO: российские практики и вектор развития», подготовленный совместно Национальным советом по корпоративному волонтерству, Объединенной компаней РУСАЛ, Фондом «Общественное мнение» и Social Business Group. Первая часть отчета раскрывает суть понятия pro bono, тенденции и барьеры для его развития в нашей стране, основываясь на проведенном ФОМ обширном полевом исследовании работы 11 экспертов-практиков и 17 интервью с профессионалами в программах этого профиля.
+1 собрал основные выводы доклада и попробовал разобраться в сути этого явления.
Управляющий директор «Фонда общественного мнения» Лариса Паутова и ведущий специалист ФОМ Юлия Кот определили pro bono (от лат. pro bono publico — ради общественного блага), как «деятельность по оказанию профессиональной помощи благотворительным, общественным и иным некоммерческим организациям на безвозмездной основе».
Формулировка подобрана специально для дискуссии, так что эксперты ссылаются на нее с оговорками. Термин еще не успел «осесть» в головах россиян. К тому же pro bono, как явление новое и многогранное, с наскока определению не поддается.
Однако характер его сводится к пяти атрибутам: взаимодействие основано на принципе общественного блага, на помощи, на безвозмездности, на профессионализме и специфичности получателя (организованный третий сектор или частное лицо).
«Для популяризации термина pro bono нужны герои-компании и герои-люди. Желательно втягивать в процесс лидеров мнений. Надо, чтобы Facebook использовал слово pro bono. Перед нами — вызов: создать некий положительный образ, который в целом-то уже готов. Надо его транслировать и создать вокруг него модный флер. А тема эта уже модная», — заверила управляющий директор Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), доктор социологических наук Лариса Паутова.
Pro bono полезно обществу в целом. Помощь pro bono подразумевает, что у бенефициара нет ресурсов (опыта и знаний). Помощь оказывается бесплатно. «Валюта» — не деньги, а высококвалифицированный труд. Получают услуги pro bono в нашей российской практике юрлица: НКО, социальные предприниматели, стартапы, а иногда ООО или ИП.
Профессионализм признан определяющим критерием, который отличает помощь pro bono от других проявлений филантропии. Другими словами, если юрист приходит в приют для животных, выгуливает и кормит там собак, это чистое волонтерство. А если он оказал бесплатную юридическую консультацию занимающейся защитой прав животных НКО — это уже pro bono.
«Это первая конференция, которая проходит в совершенно новом формате. Мы решили объединить все усилия pro bono. То, что озвучено сегодня собравшимися, станет делом нашей жизни на ближайшие 10-15-20 лет», — заявил председатель Национального Совета по корпоративному волонтерству Рустам Закиев.
Родиной pro bono считаются крупные города США XIX века. Тогда это была бесплатная юридическая помощь людям, не способным ее получить за деньги. В 1969 году Кодексом профессиональной этики Американской ассоциации юристов pro bono была определена как форма социальной ответственности профессионалов. В 1983 году Ассоциация приняла за типовое правило рекомендацию для юристов посвящать 50 часов своей практики в год бесплатной помощи.
У нашей страны есть и свое наследие формата pro bono, хотя такой термин никогда не применялся. А именно — бесплатная юридическая помощь, внедренная с момента образования адвокатуры в 1866 году. До распространения института присяжных она носила условный характер, да и позже имела мало общего с социальной услугой. Так или иначе, идея некоммерческого профессионального содействия появилась в XIX веке в нашей стране в контексте мировых реалий. Практика оказания безвозмездной помощи была и в СССР, но тогда на себя роль провайдера профуслуг брало на себя государство (например, просветительская деятельность или менторство на предприятиях).
Так что Pro bono в России переживает «второе рождение». Впервые о нем массово заговорили в 2016 году на первом форуме pro bono. По статистике, 77% жителей нашей страны никогда не получали бесплатные профуслуги. 38% опрошенных довелось кому-то оказать помощь pro bono. И уже теперь заметны первые результаты.
По мнению собравшихся, именно сейчас встретились и интересы всех потенциальных партнеров, и подходящие условия для корпоративного волонтерства. Так что момент для развития данной инициативы более чем благоприятный.
Интересно, что прародитель услуг pro bono — юридическая помощь, — в нашей стране уже не в приоритете. Среди случаев оказанной помощи pro bono на первое место вышли медицинские услуги. Дальше — консультации юристов и адвокатов, за ними идут тренинги, психологические консультации, редактура и перевод текстов, реклама, пиар, дизайн, администрирование и проектный менеджмент.
Привычными становятся услуги консалтинговых компаний, pro bono-проекты в сфере маркетинга, веб-дизайна. Практикуется распространение театрами, цирками, кино и музеями бесплатных билетов.
Стимулировать развитие pro bono будут компании-лидеры, компании-амбассадоры. Действовать они будут через людей — своих сотрудников, рассказывая им о том, что конкретно и где можно сделать, и зачем это нужно.
Отдельные международные корпорации, имеющие офисы в России, решаются изменить свои стратегии, пробуя повторить опыт зарубежных моделей на местном рынке. Например, у Deloitte — крупнейшей сети консалтинговых и аудиторских компаний — уже есть собственный пул НКО. В наличии и несколько проектов, которые содействуют начинающим социальным предприятиям. На счету Deloitte за 2016 год уже 430 тысяч часов услуг pro bonо.
«60% наших pro bono-клиентов по всему миру отмечают существенный вклад в их деятельность. Так, некоммерческие организации говорят более чем о 20%-ном повышении производительности своей деятельности. 83% сотрудников Deloitte по всему миру сказали, что опыт работы над pro bono проектами оказал положительное влияние на уровень их удовлетворенности от работы, а 60% отметили, что достигли значительных успехов в применении навыков, которые ценятся в их профессиональной области», — пояснила Инга Трофимова, менеджер по корпоративной ответственности компании Deloitte, СНГ.
Эффективность программ pro bono принято считать в часах. Именно время профессионалов, а не финансы, определяет объем оказанной помощи. Эта практика пришла из США: если вспомнить, там и зарплатные ставки определяются часами. Иногда по этой же причине переводят эффект в деньги, считая именно почасовой оклад. Третий критерий — самый сложный для подсчета — результативность безвозмездной помощи людям. На деле же эффект pro bono глубокий и многогранный.
А именно: есть крупный бизнес. Ему важен престиж, репутация, хорошие ассоциации с брендом и узнаваемость, выполнение программ корпоративной социальной ответственности. Ему нужные успешные кейсы в портфолио и опыт — собственный и сотрудников. Люди, которые однажды испытали и преодолели нужду с помощью профессионалов, могут стать клиентами корпорации. И не на последнем месте стоит альтруизм и стремление корпораций изменить общество.
Есть небольшие или зарождающиеся компании. У них почти нет опыта, яркого и успешного портфолио, а сотрудники — новички. Pro bono становится для них «точкой выхода» на рынок, обеспечивает кредит доверия клиентов и создает положительный имидж. Сотрудники получают бесценный опыт, и к тому же видят реальный эффект от своей работы.
«Наша студия — маленький дизайн-бизнес. Все 3,5 года, что мы существуем, работаем pro bono с третьим сектором. Один из успешных кейсов — проект для Фонда „Red Balloons“, который помогает детям с дистрофией Дюшенна. Мы сделали инфопродукт, лонгрид с интегрированным в него „паспортом пациента“ — перечислением, что запрещено больному. Пока его не было, несколько попавших в больницу детей умерли: врачи попросту не знали, что делать с дистрофией Дюшенна. После запуска инфопродукта количество смертельных случаев снизилось. Правила эффективности для такого небольшой студии, как наша: системность, регулярность, интегрированность в нашу бизнес-практику, здравая оценка возможностей». — Вот что рассказал +1 сооснователь и партнер бюро «Верстак» Денис Пономарев.
Необходимо учитывать и интересы самих сотрудников корпораций. Это неравнодушные, активные и энергичные люди. Помимо 8-10 часов обязательной ежедневной работы, они хотят сделать что-то еще для мира и для себя. Подумывают стать волонтерами, но не знают с чего начать. И, самое главное, не осведомлены, что оказать реальную помощь они могут тем, что лучше всего умеют. Под крылом компании у них есть шансы стать профессиональными волонтерами.
Основатель платформы интеллектуального волонтерства todogood Антон Степаненко пояснил: «5-7% сотрудников как правило проявляют активность сверх рабочих обязанностей. Они жаждут оставить след в жизни. И делают pro bono именно люди, руками и головой. Перед нами стоит задача создать для них комфортные условия и сделать так, чтобы они получали новые компетенции и расширяли круги социального общения».
Эти же сотрудники — человеческий капитал корпорации. Стимулируя их pro bono-деятельность, компания инвестирует в их профессиональное развитие, а значит, и в свою будущую прибыль. Например, опыт платформы интеллектуального волонтерства todogood показал, что 60% сотрудников начинают работать эффективнее, и на 90% повышается вероятность, что они не уволятся.
Всю концепцию pro bono эксперты определяют, как win-win-win. Это ситуация, в которой выигрывают три стороны: бизнес-амбассадор, НКО-провайдер и человек — благополучатель или сотрудник, оказавший pro bono помощь.
Формат профессиональной помощи pro bono находится в зачаточной стадии в России. Его распространению мешает ряд ограничений.
Страх ко всему новому и неизвестному придется преодолевать лидерам формата pro bono в нашей стране. Опасаться будут и НКО, и бизнес, и простые люди. Желание бесплатно оказать услугу (иногда весьма дорогую) многим покажется подозрительной. Кто-то решит, что крупные корпорации так искупает вину или пиарятся. Вряд ли сразу все сотрудники согласятся бесплатно работать: это консерватизм, над преодолением которого работают в корпоративной культуре. Причина — незнание эффекта помощи pro bono и непонимание устройства бизнеса.
Серьезный ограничительный фактор — правовое регулирование, а вернее его отсутствие. Даже четкой терминологии у нас нет. Компания, решившая оказывать безвозмездные услуги в формате pro bono, наткнется на подводные камни налоговых и гражданско-правовых аспектов. Она на свой страх и риск будет предпринимать те или иные шаги. Как оформить деятельность pro bono, как позиционировать и обезопасить себя, и гарантировано оказать услуги? Правила игры неясны, а потому рано или поздно компания или НКО рискует их нарушить.
Другая системная проблема — отсутствие инфраструктуры. Во внутреннем инфополе общения бизнес-НКО нет выверенных алгоритмов действий, нормативов работы с некоммерческим сектором и социальной сферой, как и унифицированной системы отчетности.
Нужна «биржевая» инфраструктура — поле, где могут сориентироваться и встретиться профессионал и получатель услуг pro bono. Пример: компания решает выбрать в качестве партнера один из нескольких фондов, ничего он них не зная. Составляя о них мнение методом проб и ошибок, через личное общение и первые кейсы. Время и ресурсы потрачены, и не всегда результативно.
Если, объединившись, заинтересованные стороны сумеют преодолеть эти ограничения, развитие pro bono-формата помощи начнется на благодатной почве нашего государства, у которого уже есть некоторый опыт в этой сфере. Потенциал развития pro bono кроется в партнерстве организаций, резюмируют авторы исследования. Так бизнес выведет pro bono на качественно новый уровень в масштабе всей страны.
Автор
Елена Матвеева